Spring guests – bulbous irises

Iridodictium - iris-Lily of the valley.

Iridodictium – iris-Lily of the valley.

The first flowers are the most welcome, messengers of spring is associated with the warmth of the sun, light, the imminent onset of the summer season.

Irises are extremely popular among gardeners, original lush buds of all colors revealed on the suburban flower beds from the beginning of may. The number of species of this plant is enormous, more than eight hundred. It allows you to choose the desired colors and combinations to create songs of unearthly beauty.

Overview of iridodictium

Traditional garden irises – rhizome, iridodictyum multiply ovate bulbs, they are called "iris-snowdrops". Height during flowering only 15 cm, then leaf growth continues, they reach a length of two feet. The flowers are bright and originally painted, the name of the plant said about it: diction – "mesh", iris – "rainbow". The color purple, blue and pale blue, white, blue, pink and red, purple, orange. Spots and stripes add a decorative. Some varieties exude a fragrance. Fruit – large box, when ripe crack.

Iris bulbs among the stones.

Iris bulbs among the stones.

Care of irises: secrets of gardeners

Soil preparation

The plant does not differ too much demanding, but there are a few rules, to consider:

  • irises do not like waterlogged soil;
  • do not tolerate poor mineral soil;
  • need the sun.

To avoid excessive dampness, flowers can be planted on artificial slope with a slope to the South side, to arrange a drainage. Enough to raise a bed at a 20 – 30 cm and to ensure a reliable outflow of rainwater. Irises love the sun, but some of the time ready to carry out in the shadows, flower garden the right thing to break on this site, where both are present during the day. Before planting, enrich the soil with organic fertilizers, dug, loosen. Manure is better to make in advance, a year before planting.

The best soil for onion – lime. Alkaline reaction can be achieved, if you amend the soil the chalk, lime, egg shells. Sandy soil diluted with compost, add to it the ashes and superphosphate of calculation: 40 grams of fertilizer per square meter. In clay, on the contrary, add coarse sand, all the same humus and compost.

Place, planted with iris, can not be changed for ten years. The ability of plants to rapid growth can lead to soil depletion and the need to change locations for flower beds.

Planting bulbs

The features of this agro-technical works depend on the type of. In temperate latitudes are well acclimatized and tolerate the winter cold Turkey and the Caucasus iridodictyum, and their hybrids. In order to protect the purchased bulbs from fungi, they are treated with the respective compositions. On a dry and open place, you need to make a shallow hole to 7 cm. The bulbs are covered with soil, but not sealed, you can add sand. In the summer, when the leaves and stems will die off naturally, small daughter bulbs are separated and used for further propagation.

Bulbs iris.

Bulbs iris.

The bulbs of the variety "Juno" are different from other types of large size, the presence of fleshy roots, with whom should I be cautious, as a result of damage to the plant may die. The best period of the landing of bulbous irises – the last days of September or the first decade of the next month. Planting material is carefully lowered into the hole and sprinkle soil mix up to a thickness of 5 – 6 cm. Summer training of bulbs is, that dig them up after wilting plants and dry in a warm room with temperatures up to +25 degrees. Another option: cover the flowerbed with a film of rain until early October. Propagation of the variety produced by child or bulbs are planted in special boxes of seeds. Shoots appear in the second year after planting.

The distance between plants when planting can be as minimal, in two widths bulbs, in this case, formed a Bush, and up to half a meter, if there is a need to make a single landing. In the second case, the plants will bloom more magnificently.

Seed propagation

Seeds are sown immediately after harvest to a depth 2 – 4 cm. Amicable shoots appear in early spring, but bloom are landing via 4 – 5 years. In this type of reproduction may not be preserved the signs of varieties.

Landing in the basket

In stores you can buy a special basket for planting bulbs. It is made of plastic with holes.

Basket for the onion.

Basket for the onion.

To plant irises in a basket, needed the future place of planting to remove part of the turf, to dig a hole to a depth of 30 cm, the basket should fit completely. At the bottom of the pit poured fertilizer, put a basket of, fill with moistened soil and planted the bulbs. Planting material is covered with a thin layer of the earth, remote piece of turf back into place. Such planting will allow the plant to spend the winter in favorable conditions. If necessary, the basket can be easily removed from the land together with the bulbs and moves to dry in the room.

Care: watering, dressing

During the rainy season irises not watered, and in the dry season, the flowers moderately irrigate only in the evening.

In the spring, waiting for the drying of the top soil, make fertilizer – ready solutions and dry mixes. You can just sprinkle the pellets on top of the soil and it is good to loosen the top layer, not to touch the roots.

A three-stage variant of fertilizing irises:

  • in the spring, on dry soil making nitrogen, phosphorus, potassium (2:1:3);
  • at the time of formation of flower buds, the same composition, but the other proportion – 3:1:3;
  • a month after the beginning of flowering – potassium and phosphorus (1:1).

Regular and proper dressing provides rapid and long flowering, high decorative qualities. Fertilizing during the formation of flower buds ensure a good development of the plants next year. Excess nitrogen can cause adverse effect: deciduous cover will flourish, but iris won't bloom.

The most popular types and varieties

Iridodictium net

Occurs in the Caucasus, in the wild the plant blooms purple or light blue flowers with a yellow stripe. In cultures derived hybrid varieties:

  • "Pauline" – a rich rose purple flower with white spots;
  • "Cantab" – pale blue with bright orange spots;
  • "Dzhi es deege" – purple-purple with orange spots;
  • "Joyce" and "harmony" – blue with bright yellow;
  • "Clarette" is a pale blue with dark spots;
  • "Jenin" – more light with bright yellow stripes;
  • Natasha – white with a bluish tint.
Iris mesh.

Iris mesh.

Irises Vinogradova – also of Caucasian appearance with large flowers of light yellow color, in nature rare. The most famous variety – "Katharine Hodkin", in the mixed color of yellow and pale blue.

Irises Vinogradova.

Irises Vinogradova.

Iris Dunford – a native of Turkey,. Bright yellow and fragrant flowers with small greenish spots.

Iris Kolpakovsky it grows on rocky and forested slopes of the mountains of Central Asia. The flowers are pale purple with dark speckles.

Iris Petrovicky – bulbous plant with blue flowers in white or Golden spots.

Spring irises group "Juno"

Sun-loving bulbs, require humus-rich soil. Planting should be done in September or October, depth of seal – 5 cm, the distance between irises from 15 to 25 cm.

Bukhara iris grows up to a height of 30 cm, blooms creamy-yellow flowers, in April.

Iris Bukhara.

Iris Bukhara.

Iris magnificent, height – to 60 cm, flowers purple with white spots, blooms in may.

Iris grabulovski, height – to 30 cm, flowering is in April, flowers blue with white spots.

Dwarf bearded look good in the landings on the Alpine hills neighborhood groundcover.

Bearded iris.

Bearded iris.

Letnitsa irises group "Xiphium"

Varieties of sun-loving and milovanovi, height – to 60 cm. Bloom in summer, good vase life. The bulbs are planted in autumn to a depth of 10 – 15 cm and the same distance from each other. Dutch bloom earlier than other varieties, in June and July and English irises, July – the time of the Spanish varieties.

Bulbous irises in the landscape

Iridodictyum suitable for planting on Alpine coaster. The plant goes well with other early spring flowering perennials. With iris you can create a bright blooming spot near places, where other plants feel uncomfortable. Recommended single planting in rocky gardens, in mixborders, beds, group beautiful clumps on the lawn.

Iridodictium in group planting.

Iridodictium in group planting.

Diseases and pests: preventive measures

To prevent intruders it is necessary to conduct spraying irises every two weeks. To begin the procedure should be with the period, when the leaves reach the size 10 cm. There are universal pesticides. As soon as the buds – processing stop.

Often plants sick bacteriosis, damaging the roots and bulbs, causing the decay of individual parts. Iris you must dig up, remove damaged parts, rinse in a solution of potassium permanganate and transplanted to a new location. To notice the beginning of the disease is not so easy: reduced number of leaves in the beam, there are problems with the formation of flower buds.

A good preventive measure is to remove the old stem together with leaves and stalks in preparing the bulbs for next year. In the dead parts of the plant can be insect pests.

Right, traditional treatment for bulbous irises ensures vivid bloom, creating unique flower arrangements on the site.

Photo of bulbous irises

Video about planting bulbous irises

Liked the article? Share the bookmark with friends, social. networks:

Весенние гости – луковичные ирисы

Иридодиктиум - ирис-подснежник.

Иридодиктиум — ирис-подснежник.

Первые цветы – самые желанные, вестники весны ассоциируются с солнечным теплом, светом, скорым наступлением летнего сезона.

Ирисы необычайно популярны у садоводов, пышные оригинальные бутоны всех цветов радуги раскрываются на загородных клумбах с начала мая. Количество видов этого растения огромно, превышает восемь сотен. Это позволяет подбирать цветы желаемых сочетаний и создавать композиции неземной красоты.

Общие сведения об иридодиктиумах

Традиционные садовые ирисы – корневищные, иридодиктиумы размножаются яйцевидными луковицами, их называют «ирисами-подснежниками». Высота во время цветения – всего 15 см, затем рост листьев продолжается, они достигают длины в полметра. Цветы ярко и оригинально окрашены, само название растения говорит об этом: диктиун – «сеточка», ирис – «радуга». Окраска фиолетовая, голубая и бледно-голубая, белая, синяя, розовая и красная, пурпурная, оранжевая. Пятна и полосы добавляют декоративность. Некоторые сорта источают аромат. Плоды – крупные коробочки, при созревании трескаются.

Ирис луковичный среди камней.

Ирис луковичный среди камней.

Уход за ирисами: секреты садоводов

Подготовка почвы

Растение не отличается излишней требовательностью, но существует несколько правил, которые следует учитывать:

  • ирисы не любят переувлажненные почвы;
  • плохо переносят бедный минералами грунт;
  • нуждаются в солнечных лучах.

Чтобы избежать излишней сырости, цветы можно посадить на искусственном склоне с наклоном в южную сторону, устроить дренаж. Достаточно поднять клумбу на 20 – 30 см и обеспечить надежный отток дождевой воды. Ирисы любят солнце, но часть времени готовы проводить в тени, цветник правильнее всего разбить на таком участке, где то и другое присутствует в течение дня. Перед посадкой почву обогащают органическими удобрениями, перекапывают, рыхлят. Навоз лучше внести заранее, за год до посадки.

Лучшая почва для луковичных – известковая. Щелочной реакции можно добиться, если внести в грунт мел, известь, яичную скорлупу. Песчаный грунт разбавляют перегноем, добавляют в него золу и суперфосфат из расчета: 40 г удобрения на квадратный метр. В глину, наоборот, добавляют крупный песок, все тот же перегной и компост.

Место, где высажен ирис, можно не менять в течение десяти лет. Способность растения к быстрому разрастанию может привести к истощению почвы и необходимости смены места для клумбы.

Посадка луковиц

Особенности этой агротехнической работы зависят от сорта. В умеренных широтах хорошо приживаются и переносят зимние холода турецкие и кавказские иридодиктиумы, а также их гибриды. Чтобы заранее защитить приобретенные луковицы от грибков, их обрабатывают соответствующими составами. На сухом и открытом месте необходимо сделать неглубокие лунки до 7 см. Луковицы засыпать грунтом, но не уплотнять, можно добавить песок. В летний период, когда листья и стебли отомрут естественным образом, маленькие дочерние луковицы отделяют и используют их для дальнейшего размножения.

Луковицы ириса.

Луковицы ириса.

Луковицы сорта «Юнона» отличаются от других видов крупными размерами, наличием мясистых корней, с которыми следует осторожно обращаться, в результате их повреждения растение может погибнуть. Самый лучший период высадки луковичных ирисов – последние дни сентября или первая декада следующего месяца. Посадочный материал осторожно опускают в лунки и присыпают грунтовой смесью толщиной до 5 – 6 см. Летняя подготовка луковиц заключается в том, что их выкапывают после увядания растения и сушат в теплом помещении с температурой до +25 градусов. Другой вариант: прикрыть клумбу пленкой от дождя до начала октября. Размножение данного сорта производят дочерними луковицами или высеянными в специальные ящики семенами. Всходы появляются на второй год после посадки.

Расстояние между растениями при посадке может быть как минимальным, в две ширины луковицы, в таком случае образуется куст, так и до полуметра, если есть необходимость сделать одиночные посадки. Во втором случае растения будут цвести пышнее.

Размножение семенами

Семена высевают сразу после сбора на глубину в 2 – 4 см. Дружные всходы появляются ранней весной, но зацветают такие посадки лишь через 4 – 5 лет. При таком виде размножения могут не сохраниться признаки сорта.

Высадка в корзину

В магазинах можно приобрести специальную корзину для высаживания луковичных. Она изготовлена из пластика с отверстиями.

Корзина для луковичных.

Корзина для луковичных.

Чтобы высадить ирисы в корзине, необходимо на будущем месте посадки удалить часть дерна, выкопать яму на глубину до 30 см, корзина в ней должна поместиться полностью. На дно ямы насыпают удобрения, ставят корзину, заполняют увлажненным грунтом и высаживают луковицы. Посадочный материал засыпается тонким слоем земли, удаленный кусок дерна возвращается на место. Такая посадка позволит растению провести зимний период в благоприятных условиях. В случае необходимости корзина легко извлекается из земли вместе с луковицами и перемещается для просушки в помещение.

Уход: полив, подкормка

В период дождей ирисы не поливают, а в засушливое время цветы умеренно орошают исключительно в вечернее время.

Весной, дождавшись просыхания верхнего слоя почвы, вносят удобрения – готовые растворы и сухие смеси. Можно просто рассыпать мелкие гранулы поверх грунта и хорошо разрыхлить верхний слой, не зацепив корешки.

Трехступенчатый вариант подкормки ирисов:

  • весной, на сухую почву вносят азот, фосфор, калий (2:1:3);
  • в момент формирования бутонов, тот же состав, но другие пропорции – 3:1:3;
  • через месяц после начала цветения – калий и фосфор (1:1).

Регулярная и правильная подкормка обеспечивает быстрое и долгое цветение, высокие декоративные качества. Внесение удобрений в период формирования цветочных почек обеспечит хорошее развитие растений в будущем году. Излишки азота могут вызвать нежелательный эффект: лиственный покров будет бурно развиваться, но ирис не будет цвести.

Самые популярные виды и сорта

Иридодиктиум сетчатый

Происходит с Кавказа, в дикой природе растение цветет фиолетовыми или светло-синими цветами с желтой полосой. В культуре получены гибридные сорта:

  • «Паулине» — насыщенный розово-лиловый цветок с белыми пятнами;
  • «Кантаб» — бледно-голубой с ярко-оранжевыми пятнами;
  • «Джи Эс Дидж» — пурпурно-фиолетовый с оранжевыми пятнами;
  • «Джойс» и «Хармони» — синие с ярко-желтым;
  • «Кларетт» — бледно-синий с темными пятнами;
  • «Дженин» — еще более светлый с ярко-желтыми полосами;
  • «Наташа» — белый с голубоватым оттенком.
Ирис сетчатый.

Ирис сетчатый.

Ирисы Виноградова – тоже кавказский вид с крупными цветками светло-желтого цвета, в природе встречается редко. Самый известный сорт – «Катарин Ходкин», в окраске смешаны желтые и бледно-голубые цвета.

Ирисы Виноградова.

Ирисы Виноградова.

Ирис Данфорд – выходец из Турции. Ярко-желтые и ароматные цветы с мелкими зеленоватыми пятнышками.

Ирис Колпаковского растет на каменистых и лесных склонах гор Центральной Азии. Цветки светло-лиловые с темными крапинками.

Ирис пестровидный – луковичное растение с голубыми цветами в белых или золотистых пятнах.

Весенние ирисы группы «Джуно»

Солнцелюбивые луковичные растения, требуют богатой гумусом почвы. Посадку производят в сентябре или октябре, глубина заделки – 5 см, расстояния между ирисами – от 15 до 25 см.

Бухарский ирис растет высотой до 30 см, цветет кремово-желтыми цветами, в апреле.

Ирис бухарский.

Ирис бухарский.

Ирис великолепный, высота – до 60 см, цветы – лиловые с белыми пятнами, цветет в мае.

Ирис гребериановский, высота – до 30 см, цветение – в апреле, цветки – голубые с белыми пятнами.

Карликовые бородачи хорошо выглядят в посадках на альпийских горках по соседству с почвопокровными растениями.

Ирис бородатый.

Ирис бородатый.

Летнецветущие ирисы группы «Ксифиум»

Сорта солнцелюбивы и маловыносливы, высота – до 60 см. Цветут в летний период, хороши в срезке. Луковицы высаживают осенью на глубину до 10 – 15 см и на таком же расстоянии друг от друга. Раньше других цветут голландские сорта, в июне и июле – английские ирисы, июль – время испанских сортов.

Луковичные ирисы в ландшафте

Иридодиктиумы подходят для посадок на альпийских горках. Растение прекрасно сочетается с другими цветущими ранней весной многолетниками. При помощи ирисов можно создавать яркие цветущие пятна в таких местах, где другие растения чувствуют себя неуютно. Рекомендованы одиночные посадки в каменистых садах, в миксбордерах, на клумбах, красивы групповые куртины на газоне.

Иридодиктиум в групповой посадке.

Иридодиктиум в групповой посадке.

Болезни и вредители: профилактические меры

Для предотвращения появления непрошеных гостей необходимо проводить опрыскивание ирисов каждые две недели. Начинать процедуры следует с периода, когда листва достигнет размера в 10 см. В продаже есть универсальные ядохимикаты. Как только появятся бутоны – обработку прекращают.

Часто растения заболевают бактериозом, поражающим корни и луковицы, вызывающим загнивание отдельных частей. Ирис необходимо выкопать, удалить поврежденные части, промыть в растворе марганцовки и пересадить на новое место. Заметить начало заболевания не так просто: уменьшается количество листьев в пучке, появляются проблемы с формированием цветочных почек.

Хорошей профилактической мерой является удаление старого стебля вместе с листьями и цветоносами при подготовке луковиц к следующему году. В отмерших частях растения могут находиться насекомые-вредители.

Правильный, традиционный уход за луковичными ирисами гарантирует яркое цветение, создание неповторимых цветочных композиций на участке.

Фото луковичных ирисов

Видео о посадке луковичных ирисов

YouTube Трейлер
Понравилась статья? Нажми на самую красивую кнопку! Будь первым!