Пейзажный стиль садового участка был изобретен в Великобритании в 18 веке, придя на смену регулярным садам, от которых он очень сильно отличается. Исследователи считают, что на создание пейзажного стиля повлияла философская идея единения с природой, которая была очень популярна в это время, а также знакомство европейцев с уникальными на то время китайскими садами.
Особенности пейзажного садового стиля, английского сада
Главная особенность пейзажного стиля – это создание на садовом участке кусочка естественной природы, который может органично вписываться в окружающую местность и создавать вид, что работа дизайнера тут не прилагалась. Для английского пейзажного стиля свойственны плавные линии и контуры составляющих элементов, хаотичность, а также асимметрия и свободное расположение всех элементов декора (садовых дорожек, кустарников, аллеи и т.д.). Не думайте, что такой пейзажный сад покажется беспорядочным и неуютным, наоборот, при правильной планировке и тонком вкусе дизайнера вы почувствуете себя не «повелителем» сада, а его частью. Так же характерной чертой пейзажного стиля или английского стиля сада, считается холмистость рельефа, которую при необходимости можно создать и своими руками.
Растительный мир английского, пейзажного сада
Для английского сада, пейзажного стиля, характерными будут растения, которые соответствуют данной местности. Как такового распределения растений нет (т.к. уже упоминалось, что в саду присутствует хаотичность), но дизайнеры ландшафта рекомендуют рассаживать растения по принципу: большие деревья, кустарники, цветы, газон. Учитывается так же сезонные изменения цвета листвы, цветов и травянистых растений, т.к. при правильном подборе растений, можно сделать сад всесезонным. Не забывайте ухаживать за садом, что бы он не «запустился», для этого необходимо стричь газон, высаживать растения ярусами, а также мульчировать почву. Хотя «родные» для местности растения считаются более соответственными пейзажному саду, не исключаются также экзотически растения. Гармонично вольются в композицию растения с декоративной листвой и окрасом, злаки и живые изгороди. Что касается последних, то ими можно изящно украсить арки и перголы садового участка.
Водоемы в пейзажном стиле
Если вы стали счастливым обладателем сада, в котором располагается небольшой природный водоем, значит, для создания пейзажного стиля не потребуются дополнительные мероприятия. Если же водоема нет (как это зачастую бывает), тогда не поленитесь и создайте искусственный водоем своими руками. Не нужно делать его строгой геометрической формы, наоборот, не забывайте, что сад будет отражать кусочек дикой природы, поэтому форма водоема должна быть круглая, овальная либо фасолевидная. Береговая линия должна быть не четкой, по желанию украшенная гравием, песком и прибережными растениями.
Малые архитектурные формы для пейзажного сада
Исходя из того, что сад сделан как можно больше похожим на кусочек естественной природы, архитектурные формы необходимо подбирать с учетом сочетания композиции. Правильным решением будет установка кормушек и поилок для птиц, которые добавят в ваш садовый участок немного природных мелодий. Садовые фигурки, декоративные светильники и различные предметы антиквариата добавят оригинальность саду. Дорожки, вымощенные из природных материалов (таких как деревянный спил и природный камень) будут гармонично сочетаться с садовыми мостиками, обустроенными на водоеме. Не забываем так же про беседки, расположенные в тихих уютных уголках садах, которые можно украсить декоративными фонариками и вьющимися растениями для создания романтической обстановки.
Английский сад для современной жизни
Акцент на архитектурное единство является визитной карточкой британского дизайнера садов Кристофера Брэдли-Хоул, его спонтанные чувства красоты добавляют радости.
Шикарный городской облик, особенно для городских садов, был очень популярен в Великобритании с середины 1990-х годов, когда его продвигали (среди других) Дэн Пирсон и Стивен Вудхамс. Эта тенденция дизайна была развитием функционализма, Модернистских идей Джона Брукса, который пришел к известности в 1970-х годах с садами с сетчатым рисунком, которые были специально разработаны для людей и их потребностей в досуге, а не для садоводства, которое ранее было Британской традицией. Брукс был под влиянием калифорнийских модернистов, таких как Томас Черч, но его работа и работа его британских последователей всегда отличались неизменным интересом к растениям. Этот кроссовер между садоводством и Модернизмом был типичным британским компромиссом, который на самом деле работал довольно хорошо. Этому виду придали массовую привлекательность в конце 1990-х и начале 2000-х годов всплеском садовых программ «makeover», на британском телевидении, продвигая прелести террасной доски, барбекю, «водных объектов», архитектурных растений в сеялках из нержавеющей стали и кобальтово-синих горшках для украшения. В результате была некоторая отрицательная реакция со стороны знатоков, но популярность этого подхода, когда он был реализован на высоком уровне, не уменьшилась.
Модернист Christopher Bradley-Hole
Первоначально обученный как архитектор, Кристофер Брэдли-холе является основательным Модернистом, приверженным доктринам функционализма, асимметрии и архитектурного единства, которые поддерживает эта идеология дизайна. Европейское движение за новую волну решительно повлияло на его работу в течение последнего десятилетия, но он происходит от совершенно другой традиции. Натуралистические насаждения всегда выглядели хорошо против гладкого белого или серого бетона Модернистских зданий или граничащих с экспансивными палубами из кедрового дерева, знакомыми с калифорнийской Модернистской традицией Томаса Черча и других, но Брэдли-Хоул намного глубже вошел в философию посадки, чем любой из его Модернистских предков или современников.
Стиль Bradley-Hole тесно связан с потребностями клиентов—независимо от того, есть ли у них дети, являются ли они увлеченными садоводами, в какое время дня они любят использовать сад. Для одного лондонского клиента с молодой семьей Брэдли-холе создал простое пространство, показанное ниже, состоящее из деревьев, скульптурно изображенных на цветных бетонных стенах, чтобы дети могли играть в открытом пространстве в центре сада, в то время как взрослые могли наслаждаться элегантным отступлением для вечерних коктейлей.
Это внимание Брэдли-холе к деталям, как в посадке, так и в твердых материалах, это его подпись, характеристика, которую он приписывает своему Модернистскому фону. Типичный Брэдли-Хоул сад дизайн объединяет формальной строгости с буйной, но тщательно спланированная дрифт посадок многолетников и высоких трав, таких как Тырса в углу. В одном недавнем саду в Суссексе (показанном на этих страницах) он привел эту методологию к ее логическому завершению в формалистических терминах, создав простую (но большую) сетку посадочных площадей, проектируя каждый из них индивидуально. В результате образуется выгоревший, движущийся океан растений, наводненный золотыми, голубыми, пурпурными и красными.
Bradley-Hole работает в основном для частных клиентов, сохраняя свою практику относительно небольшой и не-корпоративной, как это происходит с большинством британских садовых дизайнеров. Однако одним из его новейших проектов, бесспорно, является масштабный и громкий: редизайн области, которая была игровым полем на бывшем арсенале футбольного стадиона в Хайбери, Северный Лондон. Здесь он превращает пространство в коммунальный парк для жителей новых квартир, неформально разделенных на различные садовые «комнаты», организованные на абстрактной сетке из живых изгородей и стеклянных стен, многие из которых также являются водопадами.