Barberry is a versatile and undemanding shrub

the design of the garden.

The garden design. Dwarf barberry.

The most suitable areas for the cultivation of shrubs with bright berries is the Crimea and the Caucasus, southern regions with mild climate. Hedges and individual shrubs tolerate winter cold, the plant is undemanding and is able to thrive on poor soils. Culture is commonly used in landscape design, berries in cooking, cosmetology, medicine.

Properly selected varieties of plants can create bright compositions in the garden or on the plot.

General description of the shrub

Barberry – tree shrub, reaching a height of 2 – 3 meter, widely distributed in the wild. The plant was garden due to the utility of leaves and fruit, as well as a beautiful appearance. Name, according to one hypothesis, can be derived from the Arabic word "babery", which means "shell". Petals barberry is really reminiscent of the "houses" of sea creatures. Flowers – Golden yellow, in racemes or inflorescence, exude a pleasant aroma. Shrub begins to bloom in may or June. Shoots extend from the main trunk arched, the crown is spreading. In the autumn the leaves take on a purple hue, thanks to this feature barberry very beautiful at any time of the year.

Fruit can be a different color, oblong sour berries in the immature state poisonous, contain alkaloids. The substance berberine, having lemon yellow, gives a proper coloring of the internal parts of stems and roots. Color, acid berries and astringency caused, which plant is called the "Northern lemon". Powerful thorns, which are modified leaves, allow you to use the shrub as a "living fence". Crown of barberry can be formed by trimming.

Best barberry grows and develops in well-lit areas, in the shadows may be a problem fruiting. Culture without any problems transfers the dry season and frosts, the cause of death can serve as waterlogged soil: start to rot the roots. Low-growing barberry bushes look good when decorating Alpine.

Species and varieties of barberry

The genus includes more than a hundred varieties, which can be divided into several major.

Berberis vulgaris.

Berberis vulgaris.

Berberis vulgaris

  • Hardy shrub to 2,5 m, take root even in Western Siberia. Fruiting starts on the fourth year of life. The most famous and popular three types:
  • "Atropurpurea" with bright yellow flowers and edible berries purple. Not only berries, but the leaves have a reddish-purple color, provided, the plant is planted on a well-lit area. The variety is winter hardy, during the multiplication of seeds, not all descendants inherit the scenic shade leaves.
  • "Aboveright" undersized, the shrub grows more than a meter. Foliage colour – dark green, with divorce.
  • "Aureomarginata" – a special type, variegation of the leaves makes the plant very picturesque. In the shade of the color intensity can be lost, light-requiring culture.
Barberry canadian.

Barberry canadian.

Barberry canadian

In the wild, the shrub grows in valleys and riverbanks of North America. Intense blooms in late may or early June, unpretentious, easily tolerates drought and winter frosts. Externally, differs little from Berberis vulgaris, but American and canadian breeders for two centuries the busy breeding new, decorative forms of the shrub. The most famous hybrids:

  • "Declinata";
  • "Oxyphylla";
  • "Rehderiana".

Barberry Amur

Homeland plants – North China and the far East, shrub also grows in Primorye and Japan. In the wild occurs at the edges of forests and along rivers. Looks like Berberis vulgaris, but above, reaches 3,5 m. Fruit, like any other varieties, sour, edible, color – red. The foliage is green and shiny, in the autumn turn yellow or acquires a reddish tint.

  • "Japonica" – a kind of Amur barberry, the leaves are rounded at the top. Flowers in tassels less, than other varieties, they are usually 20 – 25.
  • "Orpheus" – variety, who was the Russian breeders. The main feature – the bushes are not blooming, plant height is about one meter.
Barberry Thunberg.

Barberry Thunberg.

Barberry Thunberg

The most popular variety among gardeners. Widely distributed not less than fifty varieties, each with their own advantages. Culture is commonly used in landscape design, the bushes are low, up to one meter. Inflorescence two to four flower, berries red or coral, bright, inedible. Variety resistant to many diseases, to powdery mildew and rust. It tolerates pruning, but some species can freeze solid in a particularly harsh winter. The most beautiful achievements of selection:

  • "Aurea";
  • "Bonanza Gold";
  • "Carmen";
  • "Atropurpurea Nan";
  • "Crimson Pugmi";
  • "Minima";
  • "Little Favorite", and other.

Barberry Ottawa

A hybrid plant, obtained by crossing varieties "Atropurpurea" and barberry Thunberg. Shrub hardy, resistant to diseases and pests. The flowers are bright yellow with reddish spots. The leaves may be orange, purple or red. Fruit yellowish. The shrub reaches two to three meters in height, gives a good boost, painless recovering from pruning. Decorative winter-hardy varieties, this files most often chosen by gardeners:

  • "Superba";
  • "Purpurea";
  • "Auricoma";
  • "Silver Miles".

Barberry Korean

As the name implies, the birthplace of the Korean Peninsula. The plant is undemanding, in the wild it can be seen on the slopes, tolerates dry periods, but may die during the long thaw. The shrub is damaged and in extreme cold, but after pruning of apical shoots grow quickly. The flowers are yellow and fragrant, berries – red, rounded. The species is affected by rust.

Barberry monetary

Homeland species – Central and Middle Asia, the shrub prefers dry slopes. Bush height of about 2 meters, colouring – red, the flowers are Golden-yellow. The leaves are green with a bluish tint, small size, oblong. The plant is not frost-resistant, but it tolerates heat and drought. The roots can rot, if not provided with good drainage.

Barberry entire

The species first appeared in the mountain areas of Asia. Bushes – high, can achieve 2,5 m. Leaves – oblong with a gray tint, the flowers are yellow, the fruits are dark red with a bluish bloom. The shrub can grow on different soils, in addition to sour, unpretentious. Young plants are covered with frost, Mature don't need it. The plant can be cut, the shoots grow at an average speed.

Barberry chiropody

Chiropody view is also called ragnarokum. Place of distribution – mountain slopes of Central Asia. Fruits contain large amounts of vitamin C, they are widely used in cooking for making soup, pilaf, kebab, the color of the berries – bluish-gray. The appearance of shrub – spectacular, the flowers exude a strong fragrance. In winter, the culture can freeze and is in need of shelter. The shrub is popular with residents of Tajikistan, Uzbekistan, Kyrgyzstan.

Barberry and landscape design

The number of species and varieties of barberry is huge, the correct selection will allow you to decorate the land from spring till the first frosts.

Shrub is perfect for registration "hedges" and rockeries, lawn edgings, Japanese gardens and Alpine gardens.

The color palette of the plants ranging from red and yellow to purple, blue, green. Barberry is often used as main background. Dwarf varieties are interesting in the layout of lawns and flowerbeds. Thorns protect from trampling the flowers and lawns. Looks original decision to issue a barberry planting the foot high trees.

Culture, planted as a "hedge" – reliable protection of the site from intruders, moreover, it is interesting to overcame and organic look. The fence can be left without pruning or try to give a rounded or angular shape.

Planting barberries.

Planting barberries.

How to plant a shrub?

The best time for planting is autumn and spring. The plant is well propagated by cuttings, division, layering, seeds. The latter method is time-consuming, the best option for the novice gardener – the purchase of a good seedling in a specialty store.

For propagation by cuttings it is necessary to cut off accurately, planted in the ground on the lawn or indoors, to water and wait for roots. Ready seedling transferred into the open soil together with the soil, where he grew up.

To propagate the barberry cuttings, escape need to be taken down to the ground and pinned, cover with earth. Soil to water. Bush also can be divided into several, seat, he will settle in quickly.

The main requirement of the shrub to the ground – that she's not with excessive, and selected for planting in the area was well lit. For single plants, dig the planting hole 0,5 on 0,5 m, for fences it might be a trench to the appropriate length. Her or the pit should be well moistened, drainage from rubble, leaves, sawdust. Into the soil to make the peat or humus, superphosphate, mix, to fill in the hole. The distance between the bushes – 30-40 cm. When you fit the neck root of seedlings should be under the ground at shallow depths of three to four centimeters. Landing again to pour, sprinkle the soil with leaves or sawdust.

Dressing, pruning, watering

Fertilizing plants starts in the second year after planting. Use urea based: 20 – 30 g in a bucket of water, complex fertilizers in the doses, which is listed on the package. Then the plants are fertilized every four to five years.

The plants watered during dry periods, two or three times a week. Mandatory pruning dead and old branches, shearing is carried out twice per season.

Diseases and pests

Shrub may be affected by aphids and flower moth. The problem is solved by the treatment of the plants with a solution of phytoverm. From mildew helps fundazol is based: 20 g in a bucket. Rust can be cured one percent solution of Bordeaux fluid.

Photos of species and varieties of barberry

Video about growing shrubs

Liked the article? Share the bookmark with friends, social. networks:

Барбарис – универсальный и неприхотливый кустарник

дизайн сада барбарис

Дизайн садового участка. Карликовый барбарис.

Самыми подходящими территориями для выращивания кустарника с яркими ягодами является Крым и Кавказ, южные регионы с мягким климатом. Живые изгороди и отдельные кусты хорошо переносят зимние холода, растение неприхотливо и способно хорошо развиваться и на бедных почвах. Культура широко используется в ландшафтном дизайне, ягоды – в кулинарии, косметологии, медицине.

Правильно подобранные сорта растения позволяют создавать яркие композиции в саду или на участке.

Общее описание кустарника

Барбарис – древовидный кустарник, достигающий высоты 2 – 3 метра, широко распространен в дикой природе. Растение стало садовым благодаря полезности листьев и плодов, а также живописному внешнему виду. Название, по одной из гипотез, может происходить от арабского слова «бейбери», что в переводе означает «раковина». Лепестки барбариса действительно напоминают «домики» морских существ. Цветы – золотисто-желтые, собраны в кисти или соцветия, источают приятный аромат. Кустарник начинает цвести в мае или июне. Побеги отходят от основного ствола дугообразно, крона – раскидистая. В осенний период листья приобретают пурпурный оттенок, благодаря этой особенности барбарис очень красив в любое время года.

Плоды могут быть разными по цвету, продолговатые кислые ягоды в недозрелом состоянии ядовиты, содержат алкалоиды. Вещество берберин, имеющее лимонно-желтый цвет, придает соответствующую окраску внутренним частям стеблей и корней. Цвет, кислота ягод и их терпкость стали причинами, из-за которых растение называют «северным лимоном». Мощные колючки, которые являются видоизмененными листьями, позволяют использовать кустарник в качестве «живой изгороди». Крону барбариса можно сформировать путем обрезки.

Лучше всего барбарис растет и развивается на хорошо освещенных участках, в тени может возникнуть проблема плодоношения. Культура без особых проблем переносит засушливое время и морозы, причиной гибели может послужить переувлажненная почва: начинают подгнивать корни. Низкорослые кусты барбариса хорошо выглядят при декорировании альпийских горок.

Виды и сорта барбариса

Род насчитывает более полутора сотен разновидностей, которые можно разделить на несколько основных.

Барбарис обыкновенный.

Барбарис обыкновенный.

Барбарис обыкновенный

  • Морозоустойчивый кустарник высотой до 2,5 м, приживается даже в Западной Сибири. Плодоношение начинается на четвертом году жизни. Наиболее известны и популярны три вида:
  • «Атропурпурия» с ярко-желтыми цветами и съедобными ягодами пурпурного цвета. Не только ягоды, но и листья имеют красновато-сиреневую окраску, при условии, что растение высажено на хорошо освещенный участок. Сорт зимостоек, при размножении семенами не все потомки наследуют живописный оттенок листьев.
  • «Албоваригата» низкоросла, кустарник вырастает не больше метра. Цвет листвы – темно-зеленый, с разводами.
  • «Ауреомаргината» – особенный сорт, пестрая окраска листьев делает растение очень живописным. В тени интенсивность окраски может потеряться, культура светолюбива.
Барбарис канадский.

Барбарис канадский.

Барбарис канадский

В дикой природе кустарник растет в долинах и не берегах рек Северной Америки. Интенсивно цветет в конце мая или начале июня, неприхотлив, легко переносит засуху и зимние морозы. Внешне мало чем отличается от барбариса обыкновенного, но американские и канадские селекционеры уже два столетия заняты разведением новых, декоративных форм кустарника. Самые известные гибриды:

  • «Деклината»;
  • «Оксифилла»;
  • «Рехдериана».

Барбарис амурский

Родина растения – Северный Китай и Дальний Восток, произрастает кустарник также в Приморье и в Японии. В дикой природе встречается на опушках леса и по берегам рек. Внешне похож на барбарис обыкновенный, но выше, достигает 3,5 м. Плоды, как и у любого другого сорта, кислые, съедобны, цвет – красный. Листва зеленая и блестящая, в осенний период желтеет или приобретает красноватый оттенок.

  • «Японика» – разновидность амурского барбариса, листья закруглены на вершине. Цветов в кисточках меньше, чем у других сортов, обычно их 20 – 25.
  • «Орфей» – сорт, который выведен российскими селекционерами. Главная особенность – кусты не цветут, высота растения – около метра.
Барбарис Тунберга.

Барбарис Тунберга.

Барбарис Тунберга

Самая популярная разновидность среди садоводов. Широко распространены не менее пятидесяти сортов, у каждого из которых имеются собственные достоинства. Культура широко используется в ландшафтном дизайне, кусты невысокие, до одного метра. В соцветии два-четыре цветка, ягоды красные или коралловые, яркие, несъедобны. Разновидность устойчива ко многим болезням, к мучнистой росе и ржавчине. Хорошо переносит обрезку, но некоторые сорта могут вымерзать в особенно суровые зимы. Самые красивые достижения селекции:

  • «Ауреа»;
  • «Бонанза Голд»;
  • «Кармен»;
  • «Атропурпурия Нана»;
  • «Кримсон Пугми»;
  • «Минима»;
  • «Литл Фаворит» и другие.

Барбарис оттавский

Гибридное растение, полученное путем скрещивания сорта «Атропурпурия» и барбариса Тунберга. Кустарник вынослив, стоек к болезням и вредителям. Цветы ярко-желтые с красноватыми пятнами. Листва может быть оранжевой, пурпурной или красной. Плоды желтоватые. Кустарник достигает два-три метра в высоту, дает хороший прирост, безболезненно восстанавливается после обрезки. Декоративные зимостойкие сорта, чаще всего выбираемые садоводами:

  • «Суперба»;
  • «Пурпурия»;
  • «Аурикома»;
  • «Сильвер Майлс».

Барбарис корейский

Как понятно из названия, родина этого вида – Корейский полуостров. Растение неприхотливо, в дикой природе его можно увидеть на горных склонах, переносит засушливые периоды, но может погибнуть в период долгой оттепели. Кустарник повреждается и в сильные морозы, но после обрезки верхушечные побеги быстро отрастают. Цветы – желтые и душистые, ягоды – красные, округлые. Вид поражается ржавчиной.

Барбарис монетчатый

Родина вида – Центральная и Средняя Азия, кустарник предпочитает сухие склоны. Высота куста – около 2 метров, окраска плодов – красная, цветы золотисто-желтые. Листья зеленые с голубоватым оттенком, небольшого размера, продолговатые. Растение не морозоустойчиво, но хорошо переносит жару и засуху. Корни могут подгнить, если не обеспечен хороший дренаж.

Барбарис цельнокрайний

Вид впервые появился в горных районах Азии. Кусты – высокие, могут достигать 2,5 м. Листья – продолговатые с серым отливом, цветки желтые, плоды темно-красные с сизым налетом. Кустарник может расти на разных почвах, кроме кислых, неприхотлив. Молодые растения укрывают от морозов, зрелые в этом не нуждаются. Растение можно обрезать, побеги отрастают со средней скоростью.

Барбарис шароплодный

Шароплодный вид еще называют разнорожковым. Место распространения – горные склоны Средней Азии. Плоды содержат большое количество витамина С, они широко используются в кулинарном деле для приготовления шурпы, плова, шашлыка, цвет ягод – синевато-сизый. Внешний вид кустарника – эффектный, цветы источают сильный аромат. В зимнее время культура может подмерзнуть и нуждается в укрытии. Кустарник пользуется популярностью у жителей Таджикистана, Узбекистана, Киргизии.

Барбарис и ландшафтный дизайн

Количество видов и сортов барбариса огромно, правильный подбор позволит украсить участок с весны и до самых заморозков.

Кустарник идеален для оформления «живых изгородей» и рокариев, газонных обрамлений, японских садов и альпийских горок.

Цветовая палитра растения обширна – от красного и желтого до фиолетового, синего, зеленого. Барбарис часто используют в качестве основного фона. Карликовые сорта интересны в оформлении газонов и клумб. Колючий кустарник защищает от вытаптывания цветы и газоны. Оригинальным выглядит решение оформить барбарисовыми посадками подножья высоких деревьев.

Культура, высаженная в качестве «живой изгороди» — надежная защита участка от непрошеных гостей, к тому же она интересно сморится и органично выглядит. Изгородь можно оставить без обрезки или попытаться придать округлую или угловатую форму.

Посадка кустов барбариса.

Посадка кустов барбариса.

Как правильно высаживать кустарник?

Лучшее время для посадки – осень и весна. Растение хорошо размножается черенками, делением, отводками, семенами. Последний способ трудоемкий, самый лучший вариант для начинающего садовода – покупка хорошего саженца в специализированном магазине.

Для размножения черенками его нужно аккуратно срезать, высадить в грунт на газон или в закрытое помещение, полить и ждать появления корней. Готовый саженец переносят в открытый грунт вместе с почвой, в которой он рос.

Чтобы размножить барбарис отводками, побег нужно прижать к земле и пришпилить, присыпать землей. Почву полить. Куст также можно разделить на несколько, рассадить, он быстро приживется.

Основное требование кустарника к почве – чтобы она не переувлажнялась, а выбранный для посадки участок был хорошо освещен. Для одиночных растений копают посадочные ямы 0,5 на 0,5 м, для изгороди это может быть траншея соответствующей длины. Её или яму нужно хорошо увлажнить, сделать дренаж из щебня, листьев, опилок. В грунт внести торф или перегной, суперфосфат, перемешать, засыпать в яму. Расстояние между кустами – 30-40 см. При посадке шейка корня саженца должна оказаться под землей на небольшой глубине в три-четыре сантиметра. Посадки еще раз полить, присыпать почвенный слой листвой или опилками.

Подкормка, обрезка, полив

Подкормка растения начинается на второй год после высаживания. Используют мочевину из расчета: 20 – 30 г на ведро воды, комплексные удобрения в тех дозах, которые указаны на упаковке. Далее кусты подкармливают каждые четыре-пять лет.

Растение поливают в засушливые периоды, два-три раза в неделю. Обязательна обрезка сухих и старых веток, стрижку проводят по два раза за сезон.

Болезни и вредители

Кустарник может поражаться тлей и цветочной пяденицей. Проблема решается обработкой растения раствором фитоверма. От мучнистой росы помогает фундазол из расчета: 20 г на ведро. Ржавчину можно излечить однопроцентным раствором бордоской жидкости.

Фото видов и сортов барбариса

Видео о выращивании кустарника

Понравилась статья ? Нажми на самую красивую кнопку! Будь первым!