How to grow Cape gooseberries?

In the photo: bright lanterns of physalis in the garden.

In the photo: bright lanterns of physalis in the garden.

Everyone bright orange lanterns physalis – bright, a powerful feature on the site. The plant can be successfully used for design flower beds, edible fruit vegetable or fruit crops used in the menu, consumed fresh and canned. To grow shrub is easy, you just need to create the right conditions and to exercise at least minimal care. Finalise quickly adapt to different growing conditions, they can bear fruit and in the bright sun, in partial shade. But the most beautiful bushes growing still in the open and well-lit venues. The plant is not afraid of the winds and drafts.

In people, the physalis is called "earthy cranberry" or "emerald.", "the Peruvian gooseberry" or "Jewish Apple". Translation from Greek – "bubble". Homeland plants – South and Central America. The local population uses it, as a culture, a very long time, withdrawn a large number of beautiful and productive varieties, which are adapted for cultivation in the mountains and on the plains. Hence the "Mexican tomato" was brought to North America, but in the seventeenth century – in Asia and Europe. In Russia the plant is penetrated simultaneously with the tomatoes, but they are not widespread.

The fruit can be painted in orange, yellow, purple or green, they resemble pearls, hidden in the folds of the shell.

"Chinese lanterns" window.

Chinese lanterns at the window.

Soil, landing, rejuvenation

Fizalisa not tolerate soil even with a weak acidity. Before planting you must ensure, the soil is neutral or lime. Also absolutely contraindicated in the plots located close to the surface of the groundwater level, seals, zolotistogo, stagnation. Ideal: well-drained, fertile soil, loose and lightweight.

Before carrying out the landing ground can be improved, Perekopa it to a depth 40 cm twice. After the first pereopisanie in the land is made of mineral and organic fertilizers, then the procedure is repeated. The second time it can be done with a pitchfork. The plant needs a fairly large space for growth, the bushes are fitted at a distance of two feet from each other and from other cultures. After planting the seedlings watered, soil mulching.

Physalis is in need of rejuvenation. The bushes are inclined to rapid growth and spread to neighboring areas. Every five to seven years they are separated and transferred to new locations.

Watering, dressing, loosening

Decorative, physalis garden needs regular watering only during prolonged droughts. But vegetables require more attention and care. Desirable system watering through the day, in cloudy and humid weather – once a week.

  • The first fertilizing is conducted in the initial stage after planting, during active development. Used humus, wood ash, compost, of complex fertilizer nitrophoska, superphosphate, ammonium nitrate and potassium salts. Components dissolved in water, is watering plants.
  • The second top dressing of the same fertilizer shall be made during flowering.
  • Third time bushes can be fed in August or September, phosphorus or potassium fertilizers.

Fizalisa not like uninvited guests – weeds. Once in a month and a half spend weeding and soil loosening. The procedure can be performed less frequently, if you apply mulching.

Culture does not need regulating, forming or rejuvenating pruning. In order, to increase the number of flower, enough to pinch off the tops of the branches. The procedure is done in June. Vegetable physalis Matures through 80 – 90 days after the sowing. Ripened fruits become characteristic color, "lanterns" lighter. Decorative twigs cut then, when bolls have not opened their own doors. Harvested in Sunny weather. Immature fruits are well stored in the fridge, they do not deteriorate and can survive until the spring.

Seedlings of physalis.

Seedlings of physalis.

Breeding and wintering

For the reproduction of culture can be used three ways:

  • seed;
  • cuttings;
  • the separation of the bushes.

All the ways are quite simple, but the most effective is the separation. The creeping roots of the physalis quickly adapt in a new place, they can easily tolerate a transplant. The procedure can be performed in the fall and spring, large, an adult Bush is divided into several, each should be a few healthy shoots and well developed root system beam.

Cuttings carried out in July. For the purposes of reproduction fit the tops of the shoots with two or three buds. Rooting occurs in normal conditions under the hood.

From the seeds of the plant to and through the stage of seedlings, and direct seeding in a permanent place. In the middle zone are limited to the may sowing, in other cases, the procedure can be carried out in the spring, and in the winter. The sowing for seedlings carried out in the middle or at the end of April, for each seed, use peat pots. Young sprouts once fed mineral fertilizers. At the end of may, disappears when the threat of frost, the seedlings are transferred into the open ground. The period of adaptation, all species of physalis are often watered and pritenyayut.

In the middle band for physalis don't need no protection in winter. If winter is snowless – bushes may be damaged by frost, but recover quickly.

Species and varieties

Often on sites it is possible to meet physalis alkekengi. Its roots in a temperate climate is good winter under the snow layer. The fruits of this bitter, they can accumulate toxins.

Vegetable or leukoplakia physalis to give the gardener a tasty and juicy fruit. Food is also used physalis pubescent, physalis Florida, physalis Peruvian, which grows only in greenhouses. Vegetable crop may be small, varieties:

  • "Raisins";
  • "Strawberry";
  • Bell

and large, varieties:

  • Gumdrop;
  • "Pineapple".

First a delicious fresh and in processed, from large-good jam, semi-sweet candied fruit, pickles.

Physalis pubescent or raisin is very sweet, it is most often dried and used in cooking, as a substitute for raisins. Plant low, stems reach 40 cm.

The fruits of physalis pubescent.

In the photo: the fruits of physalis pubescent.

Physalis strawberry got its name due to its characteristic aroma. Annuals with branched stems, the shape of the Bush – creeping. The oval leaves, culture propagated planting in the ground in southern regions and through the seedling in the Northern. Berries – yellow, small, sweet, vitamin. Of them can cook a kind of raisin and jam, before use, the fruits don't require blanching.

Demanding to heat Peruvian physalis in the southern regions propagated seedling method. The leaves are large, berries small, with the scent of pineapple, there are forms with orange scented. The long growing season allows the fruit to only in the second half of September.

Physalis Florida have good taste, sweet notes dominate, the aroma is not pronounced.

Mexican physalis on a set of biological characteristics close to the tomatoes. Among gardeners there are several varieties of it: open, tilted, bushy and branched. Variety is drought-resistant, cold-resistant, grow on all soils, except waterlogged, salty and sour. The plant is shade-tolerant, it can grow between rows among other cultures. Suffers from the same illnesses, that and tomatoes – blackleg, blight, affects of winter cutworms and wireworms. The shape of the Bush can be prostelyze, polustanova, erect, tops – green, dark green, purple and yellowish. The most famous and productive varieties:

  • "Clay Gribovsky" with light green fruits, they ripen in mid-season timing, Bush height – 80 cm, branches semi-erect;
  • "Early Moscow";
  • "Wren", Mature fruits yellow and light yellow, sweet and sour, ripening rareripe, Bush – semi;
  • "Local reltively" (Amur);
  • "Pastry" with green fruits sour taste, which ripen in medium-terms.
Physalis alkekengi in the garden.

Physalis alkekengi in the garden.

For gardeners of particular interest are the decorative finalise, most famous are the following types:

  • flexuosa;
  • alkekengi;
  • longifolia;
  • franseria.

Alkekengi is often called "Chinese lanterns", cups they have red, orange or yellow, decorative vase life lasts for years. Kind of well propagated by dividing the Bush and seeds. Longifolia looks interesting in a single crop, its height can reach two meters, the Bush branched, stems – thick, erect, the flowers are large, with Corolla of blue color. "Lanterns" walnut color, ribs are very visible, colors you can set your watch: they open in 12 and close at 16.

Cape gooseberries are prone to undesirable cross-pollination and contamination of land. It makes more sense to grow only one variety of vegetable or berry of physalis, this is especially true of small plots of land.

Physalis as a pot plant

Traditionally, the culture grown in the open ground, but some species can successfully grow in containers and decorate the greenhouse and the interiors. Garden finalise breed in the summer, use for potted cuttings can be cut in January, by September they will have a harvest. In the pots feels comfortable physalis Peruvian, the fruit tastes like grapes. Care simple, for the normal development requires a constant temperature of 15 to 20 degrees, infrequent, moderate watering, a lot of light. For rooting cuttings, it is sufficient to immerse them into the soil two to three inches. The substrate should contain a lot of humus. Care of cuttings is the maintenance of soil moisture and feeding.

Cape gooseberries in the pot.

Cape gooseberries in the pot.

Diseases and pests

In waterlogged soil fizalisa can be damaged by stalk rot. Excessive dryness and bad, infected "neighbors" on the site threaten aphids. Insect control is by using insecticides. In the case of diseases, you need not rush to chemical methods, it is often enough to adjust the care or to postpone the bushes in more suitable conditions.

Physalis is an excellent plant for garden plots. It does not require complex care, it allows not only to decorate the garden with bright color accents, but to get a delicious and healthy harvests of fragrant fruit.

Photos of different types and varieties physalis

Video about growing physalis

Liked the article? Share the bookmark with friends, social. networks:

Как вырастить физалис?

На фото: яркие фонарики физалиса в саду.

На фото: яркие фонарики физалиса в саду.

Знакомые каждому ярко-оранжевые фонарики физалиса – яркий, эффектный штрих на участке. Растение можно с успехом использовать для оформления цветников, съедобные плоды овощной или плодовой культуры используют в меню, употребляют в свежем виде и консервируют. Выращивать кустарник легко, нужно всего лишь создать правильные условия и проявлять хотя бы минимальную заботу. Физалисы быстро адаптируются к разным условиям выращивания, они могут плодоносить и на ярком солнце, и в полутени. Но самые красивые кусты растут все же на открытых и хорошо освещенных площадках. Растение не боится ветров и сквозняков.

В народе физалис называют «земляной клюквой» или «изумрудной ягодой», «перуанским крыжовником» или «еврейским яблоком». Перевод с греческого – «пузырь». Родина растения – Южная и Центральная Америка. Местное население использует его, как культуру, очень давно, выведено большое количество красивых и урожайных сортов, которые приспособлены для выращивания в горах и на равнинах. Отсюда «мексиканский томат» завезли в Северную Америку, а в семнадцатом веке – в Азию и в Европу. В Россию растение проникло одновременно с помидорами, но распространения не получило.

Плоды могут быть окрашены в оранжевый, желтый, фиолетовый или зеленый цвет, они напоминают жемчужины, спрятанные в створках ракушки.

"Китайские фонарики" у окна.

«Китайские фонарики» у окна.

Почва, посадка, омоложение

Физалисы не переносят почвы даже со слабой кислотностью. Перед посадкой необходимо убедиться, что грунт нейтральный или известковый. Также категорически противопоказаны участки с расположенным близко к поверхности уровнем грунтовых вод, уплотнениями, болотистостью, застоем. Идеальный вариант: хорошо дренированная, плодородная почва, рыхлая и легкая.

Перед проведением высадки грунт можно улучшить, перекопав его на глубину в 40 см два раза. После первого перекапывания в землю вносят минеральные и органические удобрения, затем процедуру повторяют. Во второй раз это можно сделать вилами. Растение нуждается в довольно большом пространстве для роста, кусты располагают на дистанции в полметра друг от друга и от других культур. После высаживания рассаду поливают, почву мульчируют.

Физалис нуждается в омоложении. Кусты склонны к быстрому разрастанию и расползанию на соседние участки. Раз в пять-семь лет их разделяют и переносят на новые места.

Полив, подкормка, рыхление

Декоративный, садовый физалис нуждается в регулярных поливах только во время продолжительной засухи. А вот овощная культура требует к себе более пристального внимания и заботы. Желательны системные поливы через день, в пасмурную и влажную погоду – раз в неделю.

  • Первая подкормка проводится в начальной стадии после посадки, во время активного развития. Используется перегной, древесная зола, компост, комплексное удобрение из нитрофоски, суперфосфата, аммиачной селитры и калийной соли. Составляющие растворяют в воде, проводится полив растения.
  • Вторая подкормка – те же удобрения вносятся в период цветения.
  • Третий раз кусты можно подкормит в августе или сентябре, фосфорными или калийными удобрениями.

Физалисы не любят непрошеных гостей – сорные травы. Раз в месяц-полтора проводят прополку и рыхление почвы. Процедуру можно проводить реже, если применять мульчирование.

Культура не нуждается в регулирующей, формирующей или омолаживающей обрезке. Для того, чтобы увеличить число цветком, достаточно прищипывать верхушки веток. Процедура проводится в июне. Овощной физалис созревает через 80 – 90 дней после проведения посева. Дозревшие плоды приобретают характерную окраску, «фонарики» светлеют. Декоративные веточки срезают тогда, когда коробочки еще не открыли свои створки. Собирают урожай в солнечную погоду. Несозревшие плоды хорошо хранятся в холодильнике, они не портятся и могут дожить до весны.

Рассада физалиса.

Рассада физалиса.

Размножение и зимовка

Для размножения культуры можно использовать три способа:

  • семенной;
  • черенкованием;
  • разделение кустов.

Все способы достаточно просты, но наиболее эффективным является разделение. Ползучие корни физалиса быстро адаптируются на новом месте, они легко переносят пересадку. Процедуру можно проводить в осенний и весенний период, большой, взрослый куст делят на несколько, на каждом должны быть несколько здоровых побегов и развитый пучок корневой системы.

Черенкование проводят в июле. Для целей размножения подходят верхушки побегов с двумя-тремя почками. Укоренение происходит в обычных условиях под колпаком.

Из семян растение можно получить и через стадию получения рассады, и непосредственным высевом на постоянное место. В условиях средней полосы ограничиваются майским посевом, в остальных случаях процедуру можно проводить и весной, и под зиму. Посев под рассаду проводят в середине или в последней декаде апреля, для каждого семени используются торфяные горшочки. Юные ростки один раз подкармливают минеральными удобрениями. В конце мая, когда исчезнет угроза заморозков, рассаду переносят в открытый грунт. На период адаптации все виды физалиса часто поливают и притеняют.

В условиях средней полосы для физалиса не нужна никакая защита на зиму. Если зима бесснежная – кусты могут быть повреждены морозами, но быстро восстановятся.

Виды и сорта

Чаще всего на участках можно встретить физалис обыкновенный. Его корни в условиях умеренного климата хорошо зимуют под слоем снега. Плоды у этого вида горьковатые, в них могут накапливаться токсины.

Овощной или клейкоплодный физалис может угостить садовода вкусными и сочными плодами. В пищу также используется опушенный физалис, физалис флоридский, физалис перуанский, который растет лишь в условиях закрытого грунта. Овощная культура может быть мелкоплодной, сорта:

  • «Изюмчик»;
  • «Земляничный»;
  • «Колокольчик»

и крупноплодной, сорта:

  • «Мармеладный»;
  • «Ананасный».

Первые очень вкусны в свежем виде и в переработанном, из крупноплодного получается хорошее варенье, полусладкие цукаты, соленья.

Физалис опушенный или изюмный очень сладкий, чаще всего его сушат и используют в кулинарии, как замену изюма. Растение невысокое, побеги достигают 40 см.

Плоды физалиса опушенного.

На фото: плоды физалиса опушенного.

Земляничный физалис получил свое название за характерный аромат. Однолетник с ветвистым стеблем, форма куста – стелющаяся. Листья овальной формы, размножается культура посевом в грунт в южных районах и через рассаду – в северных. Ягоды – желтые, мелкие, сладкие, витаминные. Из них можно готовить своеобразный изюм и варенье, перед употреблением плоды не требуют бланширования.

Требовательный к теплу перуанский физалис в южных районах размножают рассадным способом. Листья – крупные, ягоды небольшие, с ароматом ананаса, есть формы с запахом апельсина. Длинный вегетационный период позволяет получить плоды только во второй половине сентября.

Физалис флоридский обладает высокими вкусовыми качествами, сладкие ноты доминируют, аромат не выражен.

Мексиканский физалис по набору биологических особенностей близок к помидорам. Среди садоводов и огородников известны несколько его разновидностей: распростертая, наклоненная, развесистая и разветвленная. Сорта достаточно засухоустойчивы, холодостойки, растут на всех почвах, за исключением переувлажненных, засоленных и кислых. Растение теневыносливое, оно может расти в междурядьях среди других культур. Болеет теми же болезнями, что и помидоры – черной ножкой, фитофторозом, поражается озимой совкой и проволочником. Форма куста может быть полустелющейся, полуштамбовой, прямостоячей, ботва – зеленая, темно-зеленая, фиолетовая и желтоватая. Самые известные и урожайные сорта:

  • «Грунтовый грибовский» со светло-зелеными плодами, созревают они в среднеранние сроки, высота куста – 80 см, ветви – полустоячие;
  • «Московский ранний»;
  • «Королёк», зрелые плоды – желтые и светло-желтые, кисло-сладкие, сроки созревания – скороспелка, куст – полулежачий;
  • «Местный желтоцветковый» (амурский);
  • «Кондитерский» с зелеными плодами кисловатого вкуса, которые созревают в среднепоздние сроки.
Физалис алькекенги в саду.

Физалис алькекенги в саду.

Для садоводов особый интерес представляют декоративные физалисы, наиболее известны следующие виды:

  • флексуоза;
  • алькекенги;
  • лонгифолия;
  • франшетия.

Алькекенги чаще всего называют «китайскими фонариками», чашечки у них красного, оранжевого или желтого цвета, декоративность в срезке сохраняется в течение года. Вид хорошо размножается делением куста и семенами. Лонгифолия интересно выглядит в одиночных посадках, её высота может достигать двух метров, куст ветвистый, стебли – толстые, прямостоячие, цветы крупные, с венчиком голубого цвета. «Фонарики» орехового цвета, ребра очень заметны, по цветам можно сверять часы: они открываются в 12 часов и закрываются в 16.

Физалис предрасположен к нежелательному переопылению и засорению участка. Разумнее выращивать только один сорт овощного или ягодного физалиса, особенно это касается небольших участков земли.

Физалис как горшечное растение

Традиционно культуру выращивают в открытом грунте, но некоторые виды могут с успехом расти в контейнерах и украшать оранжереи и интерьеры. Садовые физалисы размножаются летом, для горшечного использования черенки можно нарезать в январе, к сентябрю они уже дадут урожай. В горшках комфортно себя чувствует физалис перуанский, его плоды на вкус напоминают виноград. Уход несложен, для нормального развития требуется постоянная температура воздуха от 15 до 20 градусов, нечастые, умеренные поливы, много света. Для укоренения черенков достаточно погрузить их в почву на два-три сантиметра. Субстрат должен содержать много гумуса. Уход за черенками заключается в поддержании влажности почвы и подкармливании.

Физалис в вазоне.

Физалис в вазоне.

Болезни и вредители

В переувлажненной почве физалисы могут повреждаться стеблевой гнилью. Чрезмерная сухость и неудачные, зараженные «соседи» по участку грозят тлей. Борьба с насекомыми ведется с помощью инсектицидов. В случае заболеваний не нужно спешить к химическим способам, часто бывает достаточно скорректировать уход или перенести кусты в более подходящие условия.

Физалис – отличное растение для приусадебных участков. Оно не требует особо сложного ухода, при этом позволяет не только украсить сад яркими цветовыми акцентами, но и получать вкусные и полезные урожаи ароматных плодов.

Фото разных видов и сортов физалиса

Видео о выращивании физалиса

YouTube Трейлер
Понравилась статья? Нажми на самую красивую кнопку! Будь первым!