Houseleek as a decorative element

The young roofing.

The young roofing.

Basic information about the plant

Beautiful, unusual succulent – almost the champion in the number of names. Translated from Latin – "live forever" plant, English – hen and chickens, Russian folk etymology – cabbage rabbit, stone rose, young, Ajuga.

An old legend says, in Europe the plant was dedicated to the Torah – the Scandinavian God of thunder and lightning. By order of Karl the Great rosettes of succulent planted on the roofs of houses, considered, this security measure will protect the building from natural disasters instead of lightning rod.

With multilam is linked to many Russian superstitions: plants, taken together with wine, served as the antidote, in times of Vladimir the Red Sun that was the actual measure of protection from the attacks of enemies. Special tincture did the hearing and vision of a man sharper. Beauty a thousand years ago, rubbing cheeks with the fresh juice of the plant, to blush was a bright, the young grooms before.

The genus has 50 types of plants, native to Eastern, Middle and southern Europe, in Small and South-West Asia, in the Caucasus. Houseleek grows on rocky soils or on the sandy, in the pine forests. Stone rose's hybrid easy in the wild and under artificial breeding. Dense petals can be of different shapes and colors, they can be pubescent, covered with glandular hairs or almost glabrous, diameter – 15 cm. Beautiful garden plant unpretentious, they can decorate flower beds and paths, create a rock garden. Young looks interesting in pots, combination of different varieties allow you to create a striking and unique composition.

Soil, landing, care

The succulent grows well in any soil, in addition to the swampy and sour. For loosening soil, sand is used, granite screenings, expanded clay. Excess nutrients can adversely affect the color of the plants.

Stone rose planted so, to the distance between the "baby" was 10 – 15 cm, for smaller varieties enough 3 – 5 cm. A year later a new outlet can completely cover the surface of the soil.

Young proliferous and "kids".

Young proliferous and “kids”.

Care simple, it is to remove the weeds, while the plants are young, and the faded parts with the dead rosette of leaves. The young seedlings once in 3 – 5 years, when the succulent is getting crowded.

Vegetative reproduction is preferable, child sockets are separated and transplanted in the spring and summer. Small plants are kept in beds, large – planted in a permanent place. If you select the seed method, the planting material should be sown in February or March, depth of seal – 1 mm. Seedlings should appear in 3 – 5 days, temperature of germination – 20 degrees. Seedlings kept in the light, but protect from scorching heat. Plants are planted in the ground in June-July.

Species and varieties

The young roofing

The name of the species comes from that time, when they are "wings" of the roof. Sockets can be spherical or slightly flattened, diameter 4 to 15 cm. The leaves are large with sharp, reddish tops. The flowers are dark- or light purple, similar to an asterisk, collected in inflorescence. The plant blooms in July and August for 45 days. Roof houseleek grows in Asia Minor, in Western and Eastern Europe.

The young roofing on the stony ground.

The young roofing on the stony ground.

Young proliferous

Sockets in the form of balls, diameter – 5 cm. Leaves – light green, flowers – pale yellow or greenish, collected in inflorescence. Blooms in July and August, for 40 days, found in the wild throughout the European continent.

Young proliferous, surrounded by young plants.

Young proliferous, surrounded by young plants.

Cobwebby houseleek

The plant can be found in the mountains of Western Europe. Leaf rosettes globose, slightly flattened. The leaves are bent at the ends, light green with a reddish tinge, which increases with the approach of autumn. Peduncles leafy, to 30 cm tall. The flowers are also reddish.

Cobwebby houseleek.

Cobwebby houseleek.

Young Russian

Grows in the Balkans, in Russia and Asia Minor. Outlet – up to 6 cm, flowers – yellow, inflorescence up to 35 cm in height. Blooms in July and August, for 40 days.

Young Russian.

Young Russian.

Young spherical

Homeland – The Caucasus, North-Eastern Turkey. Sockets – up to 5 cm, flowers yellow – green or yellow. Stone rose blooms in July and August.

Young spherical.

Young spherical.

Plant in the garden landscape

Succulent unearthly beauty used in garden design long, the creators of the stunning gardens and parks, the French, invented to combine different types of stone roses, planted along the tracks, enthusiastically engaged and carpeted landings. In the nineteenth century, houseleek has been used for the decoration of rock gardens and free spaces. The selectors could not ignore such a pliable material, and brought up to the present time has more 4000 varieties of succulent.

The plant is widely and successfully used:

  • to create ornamental patterns from paths and borders, beds;
  • for compositions with stone elements;
  • as inlay on a background of gravel and sand, on the slopes;
  • for group plantings are near ornamental shrubs;
  • for planting in pots.

Topiary shape with the stone roses also possible, the plant is easily combined with herbs and flowers, for example, with stonecrop, the saxifrage, the thrift. For fans of unusual: the young can be planted on a low roof flat, how did medieval Europeans. The root system of a small succulent, it grows near places, where other plants die: between the stones, in the gap between the tiles. Its amazing look will enliven the dull corners of the garden.

The original form of the landing.

The original form of the landing.

Carpet ornaments

Stone rose will allow you to "draw" the curve of the track in the Park, to create a "quilt" on a flat surface. You can even "draw" a picture. Breeders offer modern varieties of plants of almost any shade, which is found in nature: yellow and silver, pink and Burgundy, light- and dark green.

In one landing, you can use the young of one species or several, they all look aesthetically pleasing and exotic. Will have to make some effort, but they are worth it.

The young in the design of the track.

The young in the design of the track.

Creation of rockeries

To create this element of landscape design will need a certain area and fill, artificial or natural. And here is a small rocky garden can be done even in a small area. To begin, select a beautiful shrub, which will create a background composition, it can be a barberry. At the foot lay to the side of a large clay pot or vase, the soil can be partly covered with gravel or pebbles. Fill the container inside and outside ground, plant succulent. Next you can place a few large stones. This mini-garden looks very picturesque, it can be done in any Sunny area of the site. The young leader of minimalism, quality decorative plants persist throughout the entire season.

Composition on the background of large stones.

Composition on the background of large stones.

Planting in tubs and pots

To create an interesting composition in the Oriental style by using a few succulents in pots, adding stones and garden sculptures. A corner for relaxation will relieve stress after work, contribute to getting away from everyday life. Original versions of the landing: color pots, plastic coloured basin, box, old shoes, stone or concrete capacity. The only, but a necessary requirement for growing the stone roses in small containers to ensure the flow of excess moisture and promptly remove sprouts emerging, if there is no need in the growth composition.

Rejuvenated in the pot.

Rejuvenated in the pot.

Diseases and pests

The main enemies of the stone roses – the magpies, jackdaws, jays and crows. Birds can damage plants along with the may beetles: the larvae eat the succulent base of the stem. The succulents can take root again, but if the soil is too contaminated by the pest, then the young will have to be transplanted to a new location, and larvae from the ground to try to choose. Decaying plants also remove.

The most important qualities of the young – the simplicity and the possibility of the gardener-fan to feel like a real artist / designer, able to turn a garden into a Paradise. Interesting composition will make every corner of the land of the living, original, attractive.

Photos of different varieties and examples of landscape design

Video about growing the stone roses

Liked the article? Share the bookmark with friends, social. networks:

Молодило как декоративный элемент

Молодило кровельное.

Молодило кровельное.

Основные сведения о растении

Красивый, необычный суккулент – едва ли не чемпион по количеству названий. В переводе с латыни – «вечно живое» растение, английское – наседка и цыплята, русские народные этимологии – заячья капуста, каменная роза, молодило, живучка.

Старинные легенды гласят, что в Европе растение посвящалось Тору – скандинавскому богу грома и молнии. По распоряжению Карла Великого розетки суккулента высаживали на крыши домов, считалось, что такая мера безопасности убережет строение от разгула стихии вместо молниеотвода.

С молодилом связаны и многие русские поверья: растения, принимаемые вместе с вином, служили противоядием, во времена Владимира Красное Солнышко это была актуальная мера защиты от покушений недругов. Особая настойка делала слух и зрение человека острее. Красавицы тысячу лет назад натирали щеки свежим соком растения, чтобы румянец был ярким, молодились перед женихами.

Род насчитывает до 50 видов растения, произрастающего в Восточной, Средней и Южной Европе, в Малой и Юго-Западной Азии, на Кавказе. Растет молодило на каменистых почвах или на песчаных, в сосновых лесах. Каменная роза легко гибридизируется в дикой природе и в условиях искусственного разведения. Плотные «лепестки» могут быть разной формы и цвета, они могут быть опушенными, покрытыми железистыми волосками или почти голыми, диаметр – до 15 см. Прекрасное садовое растение неприхотливо, им можно украсить клумбы и дорожки, создать альпинарий. Молодило интересно смотрится в вазонах, комбинации разных сортов позволяют создавать эффектные и неповторимые композиции.

Почва, посадка, уход

Суккулент хорошо развивается на любых почвах, кроме болотистых и кислых. Для разрыхления грунта используется песок, гранитный отсев, керамзит. Избыток питательных веществ может отрицательно сказаться на окраске растения.

Каменную розу высаживают так, чтобы расстояние между «детками» составляло 10 – 15 см, для мелких сортов достаточно 3 – 5 см. Уже через год новые розетки полностью закроют поверхность грунта.

Молодило отпрысковое и "детки".

Молодило отпрысковое и «детки».

Уход несложен, он заключается в удалении сорняков, пока растения молодые, и отцветших частей вместе с погибшей розеткой листьев. Молодило рассаживают раз в 3 – 5 лет, когда суккуленту становится тесно.

Размножение предпочтительно вегетативное, дочерние розетки отделяют и пересаживают весной и летом. Мелкие растения держат на грядках, крупные – высаживают на постоянное место. Если выбран семенной метод, то посадочный материал необходимо сеять в феврале или марте, глубина заделки – 1 мм. Всходы должны появиться через 3 – 5 дней, температура проращивания – 20 градусов. Рассаду держат на свету, но защищают от палящего зноя. Растения высаживают в грунт в июне-июле.

Виды и сорта

Молодило кровельное

Название вида идет с тех самых времен, когда им «крыли» крыши. Розетки могут быть шаровидными или немного сплюснутыми, диаметр – от 4 до 15 см. Листья крупные с острыми, красноватыми верхушками. Цветки темно- или светло-пурпурные, похожи на звездочку, собраны в соцветия. Растение цветет в июле и августе в течение 45 дней. Кровельное молодило растет в Малой Азии, в Западной и Восточной Европе.

Молодило кровельное на каменистом грунте.

Молодило кровельное на каменистом грунте.

Молодило отпрысковое

Розетки в виде шаров, диаметр – до 5 см. Листья – светло-зеленые, цветки – бледно-желтого цвета или зеленоватые, собраны в соцветия. Цветет в июле и августе, в течение 40 дней, в дикой природе встречается во всей европейской части континента.

Молодило отпрысковое в окружении молодых растений.

Молодило отпрысковое в окружении молодых растений.

Молодило паутинистое

Растение можно встретить в горах Западной Европы. Листовые розетки шаровидные, немного уплощенные. Листья загнуты на концах, светло-зеленые с красноватым оттенком, который усиливается с приближением осени. Цветоносы облиственные, до 30 см высотой. Цветки также красноватые.

Молодило паутинистое.

Молодило паутинистое.

Молодило русское

Растет на Балканах, в России и в Малой Азии. Розетка – до 6 см, цветки – желтые, соцветия – до 35 см в высоту. Цветет в июле и в августе, в течение 40 дней.

Молодило русское.

Молодило русское.

Молодило шарообразное

Родина – Кавказ, Северо-Восточная Турция. Розетки – до 5 см, цветки – желто-зеленые или желтые. Каменная роза цветет в июле и августе.

Молодило шарообразное.

Молодило шарообразное.

Растение в садовом ландшафте

Суккулент неземной красоты используется в садовом дизайне давно, создатели великолепных садов и парков, французы, придумали комбинировать разные виды каменных роз, высаживаемых вдоль дорожек, увлеченно занимались ковровыми посадками. В девятнадцатом веке молодило стало использоваться для декора альпинариев и в свободных насаждениях. Селекционеры не могли не обратить внимания на столь податливый материал и вывели к настоящему времени уже более 4000 разновидностей суккулента.

Растение широко и успешно используется:

  • для создания орнаментальных узоров у дорожек и бордюров, на клумбах;
  • для композиций с каменными элементами;
  • как декор на фоне гравия и песка, на откосах;
  • для групповых посадок возле декоративных кустарников;
  • для посадки в вазонах.

Топиарные формы с использованием каменной розы также возможны, растение легко комбинируется с травами и цветами, например, с очитком, камнеломками, армерией. Для любителей необычного: молодило можно высадить на невысокой крыше плоской формы, как это делали средневековые европейцы. Корневая система суккулента невелика, он растет в таких местах, где другие растения погибнут: между камней, в щели между плитками. Его удивительный внешний вид оживит самые скучные и однообразные уголки сада.

Оригинальные формы высадки.

Оригинальные формы высадки.

Ковровый орнамент

Каменная роза позволит «прорисовать» изгиб дорожки в парке, создать «одеяло» на плоской поверхности. Можно даже «нарисовать» картину. Селекционеры предлагают современные сорта растения едва ли не любого оттенка, который встречается в природе: желтоватые и серебристые, розоватые и бордовые, светло- и темно-зеленые.

В одной высадке можно использовать молодило одного сорта или нескольких – все они выглядят эстетично и экзотично. Придется приложить определенные усилия, но они того стоят.

Молодило в оформлении дорожки.

Молодило в оформлении дорожки.

Создание рокариев

Для создания этого элемента ландшафтного дизайна потребуется определенная площадь и насыпи, искусственные или естественные. А вот маленький каменистый садик можно сделать даже на небольшом участке. Для начала выберите красивый кустарник, который создаст фон композиции, это может быть барбарис. У подножия положите на бок большой глиняный горшок или вазон, почву можно частично засыпать щебнем или галькой. Засыпьте емкость внутри и снаружи грунтом, высадите суккулент. Рядом можно расположить несколько больших камней. Такой мини-сад выглядит очень живописно, его можно сделать в любом солнечном уголке участка. Молодило – лидер минимализма, декоративные качества растения сохраняются на протяжении всего сезона.

Композиция на фоне больших камней.

Композиция на фоне больших камней.

Посадка в кадках и горшках

Создать интересную композицию в восточном стиле можно с использованием нескольких суккулентов в горшках, добавив к ним камни и садовые скульптуры. Такой уголок для релаксации снимет напряжение после работы, поспособствует уходу от повседневности. Оригинальные варианты посадки: цветное кашпо, пластиковый цветной таз, короб, старая обувь, каменная или бетонная емкость. Единственное, но необходимое требование к выращиванию каменной розы в небольших емкостях – обеспечить сток лишней влаги и своевременно удалять появляющиеся отростки, если нет необходимости в разрастании композиции.

Молодило в горшке.

Молодило в горшке.

Болезни и вредители

Главные враги каменной розы – сороки, галки, сойки и вороны. Пернатые могут повреждать растения наравне с майскими жуками: личинки выедают основание сочного стебля. Суккулент можно укоренить заново, но если почва слишком заражена вредителем, то молодило придется пересадить на новое место, а личинок из земли постараться выбрать. Загнившие растения также удаляют.

Самые важные качества молодила – неприхотливость и возможность садоводу-любителю почувствовать себя настоящим художником-дизайнером, способным превратить сад в райский уголок. Интересные композиции сделают каждый уголок земли живым, оригинальным, привлекательным.

Фото разных сортов и примеры ландшафтного дизайна

Видео о выращивании каменной розы

Понравилась статья ? Нажми на самую красивую кнопку! Будь первым!