Mushroom hat – structure and types, edible and poisonous

In nature, perhaps, there are not living organisms, that would be so diverse, sometimes strange, would have such unusual features, like mushrooms. No wonder in 18 century, a prominent French botanist Vayan called mushrooms of the devil, leading eminent scientists in embarrassment, a young nerd is in despair. Do, a lot of mushrooms it seems at first glance puzzling: their sudden appearance and disappearance, education "witch rings", the attachment of fungi to certain tree species and t. d. There are years, when, I think, only to be fungi but they are not in sight, and Vice versa: weather conditions seems to be unsuitable for fungi, and their visible-invisible.

The similarity of fungi and animals

Word, even the fact, scientists are still arguing about that, to what Kingdom, to the vegetable or to the animal — include the mushrooms, shows great originality in this world. What is the originality? A number of characteristics distinguishes fungi from plants, which for years they ranked as. The main difference is, fungi do not contain chlorophyll — green pigment, which plants in the light to create carbohydrates from carbon dioxide and water. Devoid of chlorophyll, the mushrooms themselves create organic substances can't, why settle everywhere, where can I get the carbs ready. That explains the wide distribution of fungi: they are found in sugary liquids, in fresh and sea water, food, Wallpaper, wooden walls and floors, in the cellars and basements. A great many fungi live in the soil, eats various animal and plant residues. Numerous species live on live plants, on humans and animals. Mushrooms ruining expensive equipment, live in the fuel tanks of the aircraft, even in concentrated acid, in other words, they are truly ubiquitous, because it is difficult to name the substrate, where there would be mushrooms. The ability of fungi to live off of any ready supply of substrate, their heterotrofos (omnivorous) makes fungal metabolism similar to animal; in the cells of fungi is not starch, which always have plants, but there is a glycogen, characteristic of all representatives of the animal world. Of course, that with such a wide distribution in nature, the mushrooms themselves are extremely diverse. Below, in the photo, presents the structure of the cells of the fungus, everything in our World in the image and likeness.

Строение клетки грибов
In the photo, the cell structure of the fungus.

Today we know more than 100 thousand of different kinds of mushrooms: yeast is a fungi; mold also fungi; white patches (thrush) mouth babies, painful vesicles on the skin of the feet — fungi; spots on leaves, ulcers on the trunks and mushrooms. And, of course, it, what appears before our mind's eye, when it comes to mushrooms, heroes-mushrooms and krasnoholovets, elegant russulas, fragrant mushrooms, mushrooms, handsome fly agaric is mushrooms too.

The structure of the hat of the mushroom, lifestyle and reproduction

But before you learn how to accurately recognize edible mushrooms, to distinguish them from the poisonous, inedible and suspicious, talk a little bit about the structure of the mushroom and lifestyle. This will help you to focus on the mushroom trails, to understand, where, when and what types of mushrooms should look for, how to collect mushrooms — word, armed with knowledge, necessary for the reasonable use of the rich mushroom forests.

Строение шляпочного гриба

rrrr

Scheme of structure of the mushroom hat appearance.

Drawing of the structure of the mushroom is showing us that, what we call usually a mushroom, is not the whole mushroom, but only its fruiting body. The majority of edible mushrooms is a cap on legs; others they look like bushes, corals, funnel, have an egg, pear-shaped or spherical form. There is a mushroom or a star gasgoigne, resembling shelves, pellet, detailed fan. The fruit body is designed for reproduction of the mushroom body: them on the surface of special cells (basidiocarp basidiomycetes have) or inside (the bags, or ASKI, from Ascomycetes) disputes — mushroom "seeds". As disputes, and spore-bearing cells are microscopically small, their sizes measured in microns — thousandths of a millimeter. Therefore, they can be seen only with a powerful magnifying glass or microscope, with the increase in the tens and even hundreds of times. To the naked eye the spores are only visible in the mass, in the form of a spore powder. To see it, have a leg high on the LPS or tubes — cut, and a hat to put on white paper and cover cap. After a few hours the spores separated from the basidiocarp and rest on paper, where it will become visible as white or colored powder. The color of it is an important symptom, by which to judge the systematic position of the fungus.

Of hyphae – filaments mushrooms build your body

Плодовое тело гриба, состоящее из гифов
In the photo, a detailed diagram of the structure blogowogo body of the fungus, composed of hyphae.

Folded fruiting body of a more or less dense plexus of fungal filaments — hyphae, the thickness of which is measured by the micron. Hyphae form the main body of the fungus — mycelium (mycelium). To see the mycelium, one must carefully rake the layer of forest litter or soil near the feet — then it becomes noticeable subtle, gentle, most often whitish lace — this is the mycelium. It supersedes the roots, stems, leaves, available to higher plants; it performs all the important functions of a living mushroom — food, resettlement, growth and reproduction. Unlike the fruiting bodies of the mycelium is not diversity. He's not usually brightly colored: whitish, brownish or yellowish, its hyphae interwoven in undefined order. Sometimes they are woven into the strands, cords, in a fluffy cotton-like clusters of fleshy or pellet. From basidiomycetes mycelium is perennial. Hyphae grow tops; therefore, mycelium grows radially from the center. Fruiting bodies appear mainly in the young, the stronger parts of the mycelium and often form a more or less regular circle (ring) — the circle, and now for a hundred- Rinke called "devilish", or "magic" circle. The mycelium feeds on the entire surface of GIF, sucking of substrate moisture with dissolved nutrients. Multiply pileate mushrooms, pieces of mycelium or spores. Once on the desired substrate, Mature spores germinate; occurs mycelium, which develops and quickly permeates the soil in all directions.

At the meeting place of the GIF, grown from different the dispute, fastened a seal — Bud fruiting bodies. The mycelium is intensively supplies it with nutrient solutions, and the fungus is growing literally by leaps and bounds. He soon rises above the ground and unfolds in all its glory.

The photo shows the process of growth and structure of the fungus.

Groups and types the most frequently encountered fungi

The life of a fruit body is dependent on the number of generations spore-bearing cells: for example, the most gradojevic mushroom — dung there is only one generation of the basidiocarp. Disputes as soon as they are ripe — fruit bodies die, often blurring drops of inky black liquid. They exist only for a few hours, the biggest— 1-2 days. The boletus, aspen produces several generations of the basidiocarp — the fruiting bodies of them there are 7-14 days; the mushroom development from Bud to full disclosure of the cap — about 25-30 days. Many fruit bodies of tinder years. In order, to normally exist, to develop, to bear fruit, the mycelium needs a favourable combination of several factors. The main moisture, reasonable, no extreme, temperature and, of course, the presence of the feed substrate. Associated to it the mushrooms are divided into several groups.

Mushrooms saprotrophic – medics woods

Saprotrophic remove organic matter from all kinds of residues from fallen needles, foliage, pieces of wood, stumps, fallen trees, straw, twigs, dead fleshy fruiting bodies of fungi, manure, coal. The importance of this group of fungi cannot be overemphasized: they serve as active nurses in the nature, along with bacteria, clean forests and other plant communities from annual litter and mortality, returning organic matter to the soil as, available for absorption by higher plants, t. e. create soil fertility. Wild mushrooms nurses is Govorushko, collybia, mizani, signiwcance and other types of.

Mushrooms – parasites

Many fungi are parasitic way of life. Settling on the plants, animals and man, mushrooms-parasites (biotrophy) cause disease, sometimes very heavy. In plants, for example, this is smut and rust, all kinds of spotting, the twisting of leaves, fruit rot, stems or trunks. Fungal lesions have markedly reduced the viability of the plant, ruining the crop. Higher fungi-parasites are concentrated mainly in the family trudovikov: it destroyers live wood, the pathogens of rot of wood. There are parasitic fungi and among hat, but they are few: on old trees live some cheshuichatoe, oyster mushrooms; the fungus, small fungus astreopora, and logodaedaly is one of the xerocomus.

In the photo the mycelium of edible mushrooms honey agaric autumn, growing on fallen trees.

Example of, like fungus can become a parasite, is Armillaria autumn. He usually settles clearings, stumps and their roots, other remnants of wood and, converting them, brings more benefit, what's the harm. But it happens, that Armillaria attacks on live trees, especially the young, and then he is the cause of death of forest plantings. Armillaria can infect other plants, distant from the wood, for example potatoes.

Found it by accident, during the Patriotic war in besieged Leningrad. Fleeing from hunger, Leningrad planted gardens, planted potatoes, different vegetables. On one such garden, the tubers were completely struck with an unknown disease, rot, IOC. They were taken to the Botanical Institute for examination. Scientists have studied them; to his surprise, found, that fills the tubers unclear wet weight — not that other, as the mycelium of Armillaria. This delicious and prolific mushroom is capable of hitting approximately 200 types of plants, first of all wood — oak, spruce, birch, aspen, pine, Apple, plum, and also lilac, the vine and many others.

Symbiotropin fungi or mycorrhizal

A large group of mycorrhizal, or Symbiotropin, mushrooms, adapted to receive organic matter from cohabitation with trees and shrubs. Mycelium their lives always close to her desired plants, is concentrated around its roots. At the meeting in the ground with small sucking roots the mycelium is twisting around them, forming on the surface of the case consists of hyphae; often it is embedded in the root and goes through the intercellular spaces. This phenomenon is called "grebocin" (mycorrhiza). It is very important for both partners: the fungus gets from the roots carbohydrates, the plant from the mycelium — water with dissolved mineral substances. Therefore, mycorrhizal fungi improve water and mineral nutrition of their symbionts. Mycorrhizae are especially important for young, still immature woody seedlings, planted on poor, dry sandy soil.

In turn, the mycorrhizal fungus in the absence of their plants-roommate fruiting bodies do not form, though is kept alive. Mycorrhizal fungi — it's all siroi-Cowie, tubular, a fly agaric, blewits, pautinki. By, how plentifully fructify mycorrhizal fungi, the richness of their species composition can be judged on the welfare of forest communities: in a healthy, intact forest symbiotrophic fungi are many and they are good fruit, as there is established and stored relationship between them and higher vegetation. Trampled, cluttered, unkempt forest, mikoriza-less adjustable, but there to develop successfully pathogenic fungi, amazing trees.

List of edible mushrooms

White mushroom (Borovik)

This fungus is one of the best and most valuable. It in any preparation does not change its color and aroma and is a high quality product, with and in fresh, and dried, and salt, Yves pickled taste great. It is especially useful for mushroom soups and sauces.

The white mushroom has a dense white flesh, not changing colors when the turn. Hat brown (red-brown) the color treloggen and pale yellowish young. The lower, spongy surface of a Mature mushroom with a greenish-yellow, the young — white. Stump (the spine) white fungus thick, dense, as if swollen at the base.

Boletus (red mushroom)

The flesh of boletus with a broken blue. The cap of Mature mushroom brown – red, young – bright red, red-orange, the lower spongy portion of the cap from a Mature mushroom off-white, the young —white. The spine is white with dark scales.

Aspen by heat treatment and drying blacken. Use these mushrooms for frying, extinguishing, salting and marinating. For preparation of mushroom soups they are unsuitable, so they make dark broth.

Boletus

The flesh of boletus and white with a broken color does not change. Hat brown, the lower, spongy surface grayish-white. The old mushroom large, flabby, soft hat. White, covered with blackish scales, the stump of boletus thin at the attachment to the cap and thicker at the base.

Boletus fried, stew and pickled. The heat treatment and drying mushrooms darken much. To make soups boletus are not used.

Greasers

Pileus brownish-red or brownish-yellow. The edges of the cap of the young oiler is connected by a film about sport. In adults mushrooms on the spine at the point of attachment of the breakaway cap ring remains. The bottom of the cap is spongy, yellowish (but not red) color. Spine yellow. On the turn the flesh of the fungus, the color does not change. Boletus is used for frying and stewing, and also for pickling and salting. Before thermal processing, it is recommended to remove the upper skin of the cap.

Ginger

Hat young mushroom convex, old funnel. The cap and root are the same orange-red color. Ginger refers to the lamellar mushrooms, where the bottom of the cap consists of small plates, radiating to the edges. Color plates from Ryzhikov same, as the color of the outer surface of the cap. Spine adult mushroom hollow. Mushrooms are used for salting; pickled mushrooms are very tasty.

Lactarius

This agaric has a large concave hat white, greenish-white or yellowish-white. The white flesh of the fungus if the fracture secretes a bitter milky juice. Mushrooms are used mainly for pickling.

Armillaria

Hat tint of pale yellow-brown or light yellow color. Depending on the age of the mushroom cap changes shape: she first convex, and then becomes more flat with a slight bulge in the middle. On the hat small dark scales. The bottom of the cap plate, white or yellowish young and dark-brown at the old mushroom. Spine fine with the rest of the film in the form of a whitish ring.

Mushrooms fried. Delicious small the caps of these mushrooms in salted or pickled.

Russula

Hats come in several different colors and shades. There are fungi with pinkish-red, yellow, green, grey hats. The bottom of the cap plate white. The flesh is white and very fragile. The spine of the mushroom ring does not have. Russula fried and salted.

Chanterelles

Hats and roots chanterelles have the same yellow-orange color, resembling the color of an egg yolk. Form of the cap of the young mushroom is convex, Mature — funnel. The bottom of the cap plate.

Chanterelles fry, salted and marinated. Note, in contrast to other fungi, these mushrooms never worm-eaten.

Morels

This fungus appears in early spring, much earlier than other fungi. Morel — representative of the Ascomycetes, usually has a rounded, ovate or conical shape and a mesh surface. The outer skin its yellowish-brown, the flesh of the shrimp white, juicy. Morels fried.

Truffles

These mushrooms are the delicacy thanks to a very pleasant and distinctive aroma. Truffles grow underground at a depth of 10-20 cm. Looking for them a strong specific smell of specially trained dogs. For the best, the most valuable varieties of truffles include the black truffle is a very large mushroom, similar in appearance to a dark tuber, covered with warts. The inside of the tuber is white or yellowish-white flesh of young mushrooms, and yellowish-brown — old.

The black truffle is one of the best, gourmet seasonings to dishes and cuts of meat, game, birds. It adds also in some of the sauces. Unlike all other fresh mushrooms, which are extremely unstable in storage and should be used on the day of receipt, the truffle is well kept throughout the month, and in the sand it retains the freshness and goodness for two months.

Much has the worst taste white truffle. In appearance and coloration, and white truffle resembles a potato. Young specimens of these mushrooms have a light yellow surface, the old chestnut-brown. Some varieties of white truffles have a mild flavor of garlic, so that they go well with many meat dishes.

Mushrooms

These mushrooms also have the great taste and subtle • scent. They are used in cooking for soups, sauces and in the manufacture of various dishes of fish, meat, poultry and game. In some varieties of sauces only add decoction of mushrooms, what happens sometimes is sufficient, in order to make this culinary product a very pleasant aroma and delicate taste.

Note, the mushrooms are well grown and in vitro — in special rooms (champignones). The following describes wild mushrooms. The meadow mushroom has a fleshy cap round shape, covered with silky or small skin whitish. The inner surface of the cap consists of small plates of pinkish color, which, as the ripening of the mushroom darken and old specimens become blackish-red. You need to keep in mind, the mushrooms with dark plates of food is not recommended. Stump mushroom young mushrooms white, dense, coupled with a hat. The Mature mushroom cap is separated and remains on the stump ring. In breaking the mushroom flesh quickly turns red. Champignon field in appearance is almost indistinguishable from the meadow, in addition to the hemp, which is slightly longer. Unlike meadow mushroom field with a broken color does not change.

The results

These are, in the most General terms, features the life and values of mushrooms. Even this brief excursion into the science to explain it, what at first seems to be strange: the sudden appearance and disappearance of mushrooms, their explicit relationship with certain species of trees. It becomes clear, why, in other cases, the fruit body is poorly developed or does not grow, if, how often claim, "only looked at it": a mushroom is really only looked, and next pulled out "root" of the larger fruiting body and ripped, damaged mycelium, who had and other instances, including the, on, which "only looked". Clear, why in the dry summer mushrooms you can find at the edge of the forest stream, and during the flood rains mushrooms rescued from the flood on the stumps. Now, armed with the necessary mycological knowledge, the basics of the science of mushrooms, we can go on a fascinating forest journeys. Here, mushroom trails, which, fortunately, many more in our forest edge, we have to get acquainted with the mysterious, unique, tacitly invoking a world of mushrooms.

Liked the article? Share the bookmark with friends, social. networks:

Грибы шляпочные — строение и виды, съедобные и ядовитые

В природе, пожалуй, не существует живых организмов, которые были бы так разнообразны, порой диковинны, обладали бы такими необычными особенностями, как грибы. Недаром еще в 18 веке виднейший французский ботаник Вайан назвал грибы порождением дьявола, приводящим маститых ученых в смущение, а молодых ботаников — в отчаяние. Действительно, многое в грибах кажется на первый взгляд загадочным: их внезапное появление и исчезновение, образование «ведьминых колец», привязанность грибов к определенным древесным породам и т. д. Бывают годы, когда, думается, только бы и быть грибам — а их нет и в помине, и наоборот: условия погоды вроде бы и неподходящие для грибов, а их видимо-невидимо.

Сходство грибов и животных

Словом, даже тот факт, что ученые до сих пор спорят о том, к какому царству — к растительному или к животному — следует отнести грибы, говорит о большом своеобразии этого мира. В чем же заключается это своеобразие? Целый ряд признаков отличает грибы от растений, к которым долгие годы их причисляли. Главное отличие в том, что грибы не содержат хлорофилла — зеленого красящего вещества, с помощью которого растения на свету создают углеводы из углекислого газа и воды. Лишенные хлорофилла, грибы сами создавать органические вещества не могут, поэтому поселяются всюду, где могут получить углеводы уже в готовом виде. Тем и объясняется широкое распространение грибов: они встречаются в сахаристых жидкостях, в пресной и морской воде, на продуктах питания, на обоях, деревянных стенах и полах, в погребах и подвалах. Огромное множество грибов живет в почве, питается всевозможными растительными и животными остатками. Многочисленные виды селятся на живых растениях, на человеке и животных. Грибы портят дорогостоящую аппаратуру, живут в топливных баках самолетов, даже в концентрированной кислоте — иными словами, они поистине вездесущи, ибо трудно назвать субстрат, на котором не было бы грибов. Способность грибов жить за счет любого готового питающего субстрата, их гетеротрофность (всеядность) делает грибной обмен веществ похожим на животный; в клетках грибов не бывает крахмала, который всегда есть у растений, зато имеется гликоген, свойственный всем представителям животного мира. Естественно, что при столь широком распространении в природе грибы и сами чрезвычайно многообразны. Ниже, на фото, представлено строение клетки гриба, все в нашем Мире по образу и подобию.

Строение клетки грибов
На фото, строение клетки гриба.

На сегодняшний день известно свыше 100 тысяч самых разнообразных видов грибов: дрожжи — это грибы; плесени — тоже грибы; белый налет (молочница) во рту младенцев, болезненные пузырьки на коже стоп — грибы; пятна на листьях, язвы на стволах — грибы. И, конечно, то, что появляется прежде всего перед нашим мысленным взором, когда речь заходит о грибах, — богатыри-боровики и красноголовики, нарядные сыроежки, душистые рыжики, грузди, красавцы-мухоморы — это тоже грибы.

Строение шляпочного гриба, образ жизни и размножение

Но прежде чем научиться безошибочно узнавать съедобные грибы, отличать их от ядовитых, несъедобных и подозрительных, поговорим немного про строение гриба и образе жизни. Это поможет правильно ориентироваться на грибных тропинках, понять, где, когда и какие виды грибов следует искать, как собирать грибы — словом, вооружит знаниями, необходимыми для разумного использования богатых грибных запасов леса.

Строение шляпочного гриба

рррр

Схема строения гриба шляпочного вида.

Рисунок строения гриба нам показывает то, что мы называем обычно грибом, — это не весь гриб, а только его плодовое тело. У большинства съедобных грибов — это шляпки на ножках; у других они похожи на кустики, кораллы, воронки, имеют яйцевидную, грушевидную или шаровидную форму. Есть грибы звездообразные или гнездовидные, напоминающие полочки, лепешки, развернутый веер. Плодовые тела предназначены для размножения грибного организма: в них на поверхности особых клеток (базидий у базидиальных) или внутри (в сумках, или асках, у сумчатых грибов) возникают споры — грибные «семена». Как споры, так и спороносные клетки микроскопически малы, размеры их исчисляются в микронах — тысячных долях миллиметра. Поэтому увидеть их можно только с помощью сильной лупы или микроскопа, при увеличении в десятки и даже сотни раз. Невооруженному глазу споры видны только в массе, в виде спорового порошка. Чтобы его увидеть, надо ножку высоко — у пластинок или трубочек — срезать, а шляпку положить на белую бумагу и прикрыть колпаком. Через несколько часов споры отделятся от базидий и высыплются на бумагу, где и станут заметны в виде белого или цветного порошка. Цвет его — важный признак, по которому можно судить о систематическом положении гриба.

Из гифов — нитей грибы строят свое тело

Плодовое тело гриба, состоящее из гифов
На фото, подробная схема строения плодовоого тела гриба, состоящего из гифов.

Сложено плодовое тело из более или менее плотного сплетения грибных нитей — гиф, толщина которых также измеряется микронами. Гифы образуют и основной организм гриба — грибницу (мицелий). Чтобы увидеть грибницу, надо осторожно разгрести слой лесной подстилки или почву у ножки — тогда становится заметным тончайшее, нежное, чаще всего беловатое кружево — это и есть грибница. Она заменяет собой корни, стебли, листья, которые имеются у высших растений; она выполняет все важнейшие функции живого гриба — питание, расселение, рост и размножение. В отличие от плодовых тел мицелий не отличается многообразием. Обычно он не ярко окрашенный: беловатый, буроватый или желтоватый, гифы его сплетаются в неопределенном порядке. Иногда они сплетаются в тяжи, шнуры, в пушистые ватообразные скопления или мясистые лепешки. У шляпочных грибов грибница многолетняя. Гифы растут верхушками; следовательно, мицелий нарастает по радиусу от центра. Плодовые тела появляются главным образом на молодых, более сильных участках грибницы и нередко образуют более или менее правильный круг (кольцо) — тот самый круг, который и теперь еще по ста- ринке называют «ведьминым», или «магическим» кругом. Питается грибница всей поверхностью гиф, всасывая из субстрата влагу с растворенными в ней питательными веществами. Размножаются шляпочные грибы кусками грибницы или спорами. Попав на нужный субстрат, зрелые споры прорастают; возникает грибница, которая развивается и быстро пронизывает почву во всех направлениях.

В месте встречи гиф, выросших из разных спор, завязывается уплотнение — зачаток плодового тела. Грибница усиленно снабжает его питательными растворами, и гриб растет буквально как на дрожжах. Вскоре он поднимается над почвой и разворачивается во всей своей красе.

На фото показан процесс роста и строение гриба.

Группы и виды самых часто встречающихся грибов

Срок жизни плодового тела зависит от числа поколений спороносных клеток: например, у наиболее краткоживущих грибов — навозников возникает только одно поколение базидий. Как только споры на них созреют — плодовые тела погибают, нередко расплываясь каплями чернильно-черной жидкости. Всего они существуют несколько часов, самое большое— 1—2 дня. У подберезовиков, подосиновиков образуется несколько поколений базидий — их плодовые тела существуют 7—14 дней; у шампиньонов от развития зачатка до полного раскрытия шляпки — примерно 25—30 дней. У многих трутовиков плодовые тела многолетние. Для того, чтобы нормально существовать, развиваться, плодоносить, грибница нуждается в благоприятном сочетании нескольких факторов среды. Основное — это влага, умеренная, без резких перепадов, температура и, конечно, наличие питающего субстрата. По приуроченности к нему грибы разделяются на несколько групп.

Грибы сапротрофы — санитары леса

Сапротрофы извлекают органическое вещество из всевозможных остатков — из опавшей хвои, листвы, кусочков древесины, пней, валежника, соломы, веточек, отмерших мясистых плодовых тел грибов, навоза, угля. Значение этой группы грибов трудно переоценить: они служат активными санитарами в природе, вместе с бактериями очищают леса и другие растительные сообщества от ежегодного опада и отпада, возвращая органические вещества в почву в виде, доступном для усвоения высшими растениями, т. е. создают почвенное плодородие. Лесные грибы — санитары — это говорушки, коллибии, мицены, негниючники и другие виды.

Грибы — паразиты

Многие грибы ведут паразитический образ жизни. Поселяясь на растениях, животных и человеке, грибы-паразиты (биотрофы) вызывают заболевания, порой очень тяжелые. У растений, например, это головня и ржавчина, всевозможны пятнистости, скручивание листьев, гнили плодов, стеблей или стволов. Грибные поражения заметно снижают жизнеспособность растений, губят урожай. Высшие грибы-паразиты сосредоточены главным образом в семействе трутовиковых: это разрушители живой древесины, возбудители гнилей древесных пород. Есть паразитные грибы и среди шляпочных, но их немного: на старых деревьях живут некоторые чешуйчатки, вешенки; на сыроежках — мелкий грибок астерофора, а на ложнодождевике — один из моховиков.

На фото грибница съедобных грибов опёнков осенних, прорастающих на поваленных деревьях.

Примером того, как гриб может стать паразитом, служит опенок осенний. Обычно он селится на вырубках, на пнях и их корнях, на других остатках древесины и, перерабатывая их, приносит скорее пользу, чем вред. Но случается, что опенок нападает и на живые деревья, особенно молодые, и тогда он бывает причиной гибели лесных посадок. Опенок может поражать и другие растения, весьма отдаленные от древесных, например картофель.

Обнаружили это случайно, во время Отечественной войны в осажденном Ленинграде. Спасаясь от голода, ленинградцы разводили огороды, садили картофель, разные овощи. На одном таком огороде клубни оказались сплошь пораженными неизвестной болезнью, загнивали, мокли. Их доставили в Ботанический институт на экспертизу. Ученые исследовали их; к удивлению своему, обнаружили, что заполняющая клубни непонятная влажная масса — не что иное, как мицелий опенка. Этот вкусный и плодовитый гриб способен поражать примерно 200 видов растений, прежде всего древесных — дуб, ель, березу, осину, сосну, яблоню, сливу, а также сирень, виноградную лозу и многие другие.

Симбиотрофные грибы или микоризные

Большую группу составляют микоризные, или симбиотрофные, грибы, приспособленные к получению органических веществ от сожительства с деревьями и кустарниками. Грибница их поселяется всегда поблизости от нужного ей растения, концентрируется около его корней. При встрече в почве с мелкими сосущими корешками грибница оплетает их, образуя на поверхности чехлик из гиф; нередко она внедряется в корень и идет по межклетникам. Это явление называется «грибокорень» (микориза). Оно имеет очень большое значение для обоих сожителей: гриб от корней получает углеводы, растение от грибницы — воду с растворенными в ней минеральными веществами. Следовательно, микоризные грибы улучшают водно-минеральное питание своих симбионтов. Особенно важна микориза для молодых, еще неокрепших древесных сеянцев, высаженных на бедной, сухой песчаной почве.

В свою очередь и микоризный гриб в отсутствии своего растения-сожителя плодовых тел не образует, хоть и сохраняется живым. Микоризные грибы — это все сыроеж-ковые, трубчатые, многие мухоморы, рядовки, паутинники. По тому, как обильно плодоносят микоризные грибы, по богатству их видового состава можно судить о благополучии лесного сообщества: в здоровом, неповрежденном лесу симбиотрофных грибов много и они хорошо плодоносят, так как здесь налажены и сохраняются взаимоотношения между ними и высшей растительностью. В вытоптанном, захламленном, неухоженном лесу микоризо-образователей меньше, зато там успешнее развиваются патогенные грибы, поражающие деревья.

Список съедобных грибов

 

Белый гриб (боровик)

Этот гриб — один из самых лучших и ценных. Он при любом приготовлении не изменяет своего цвета и аромата и является высококачественным продуктом, обладающим и в свежем, и в сушеном, и в соленом, ив маринованном виде прекрасным вкусом. Особенно он хорош для грибных бульонов и соусов.

Белый гриб имеет плотную белую мякоть, не изменяющую цвета при изломе. Шляпка каштанового (красно-коричневого) цвета у зрелогогриба и бледно-желтоватая у молодого. Нижняя губчатая поверхность зрелого гриба зеленовато-желтая, у молодого — белая. Пенек (корешок) белого гриба толстый, плотный, как бы вздутый у основания.

Подосиновик (красный гриб)

Мякоть подосиновика при изломе синеет. Шляпка зрелого гриба буро — красная, молодого — ярко-красная, красно-оранжевая, нижняя губчатая часть шляпки у зрелого гриба грязно-белая, у молодого —белая. Корешок белый с темными чешуйками.

Подосиновики при тепловой обработке и сушке чернеют. Используются эти грибы для жарки, тушения, соления и маринования. Для приготовления грибных супов они непригодны, так как дают темные отвары.

Подберезовик

Мякоть подберезовика белая и при изломе цвета не меняет. Шляпка буровато-коричневая, нижняя губчатая поверхность серовато-белая. У старого гриба крупная, дряблая, мягкая шляпка. Белый, покрытый черноватыми чешуйками пенек подберезовика тонкий у прикрепления к шляпке и более толстый у основания.

Подберезовики жарят, тушат и маринуют. При тепловой обработке и сушке грибы сильно темнеют. Для приготовления бульонов подберезовики не используются.

Масленок

Шляпка гриба буро-красного или буро-желтого цвета. Края шляпки молодого масленка соединены пленкой с корешком. У взрослых грибов на корешке в месте прикрепления отделившейся шляпки остается колечко. Низ шляпки губчатый, желтоватого (но не красного) цвета. Корешок желтый. На изломе мякоть гриба цвета не меняет. Маслята используют для жарки и тушения, а также для маринования и соления. Перед тепловой обработкой рекомендуется снять верхнюю кожицу шляпки.

Рыжик

Шляпка молодого гриба выпуклая, старого — воронкообразная. Шляпка и корешок одинакового — оранжево-красного цвета. Рыжик относится к пластинчатым грибам, у которых низ шляпки состоит из мелких пластинок, радиально расходящихся к краям. Цвет пластинок у рыжиков такой же, как и цвет наружной поверхности шляпки. Корешок взрослого гриба полый. Рыжики используют для соления; соленые рыжики очень вкусны.

Груздь

Этот пластинчатый гриб имеет крупную вогнутую шляпку белого, зеленовато-белого или желтовато-белого цвета. Белая мякоть гриба при изломе выделяет горький млечный сок. Грузди используют в основном для соления.

Опенок

Шляпка опенка неяркого желто-коричневого или светло-желтого цвета. В зависимости от возраста гриба шляпка изменяет форму: вначале она выпукла, а затем становится более плоской с небольшой выпуклостью посредине. На шляпке мелкие темные чешуйки. Низ шляпки пластинчатый, белый или желтоватый у молодого и темно-бурый у старого гриба. Корешок тонкий с остатком пленки в виде беловатого кольца.

Опенки жарят. Очень вкусны мелкие шляпки этих грибов в соленом или маринованном виде.

Сыроежки

Шляпки сыроежек бывают различных цветов и оттенков. Встречаются грибы с розовато-красными, желтыми, зелеными, серыми шляпками. Низ шляпки пластинчатый белый. Мякоть белая и очень хрупкая. Корешок гриба кольца не имеет. Сыроежки жарят и солят.

Лисички

Шляпки и корешки лисичек имеют одинаковый желто-оранжевый цвет, напоминающий цвет яичного желтка. Форма шляпки у молодого гриба выпуклая, у зрелого — воронкообразная. Низ шляпки пластинчатый.

Лисички жарят, солят и маринуют. Отметим, что в отличие от других грибов эти грибы никогда не бывают червивыми.

Сморчки

Появляется этот гриб ранней весной, значительно раньше других грибов. Сморчок — представитель так называемых сумчатых грибов — обычно имеет округлую, яйцевидную или коническую форму и ячеистую поверхность. Наружные покровы его желтовато-коричневые, мякоть сморчка белая, сочная. Сморчки жарят.

Трюфели

Эти грибы относятся к самым деликатесным благодаря очень приятному и своеобразному аромату. Трюфели растут под землей на глубине 10—20 см. Их разыскивают по сильному специфическому запаху специально выдрессированные собаки. К лучшим, наиболее ценным разновидностям трюфелей относят черный трюфель — очень крупный гриб, напоминающий по внешнему виду темный клубень, покрытый бородавками. Внутри клубня белая или желтовато-белая мякоть у молодых грибов и желтовато-бурая — у старых.

Черный трюфель — одна из лучших, деликатесных приправ к блюдам и закускам из мяса, дичи, птицы. Его добавляют также и в некоторые соусы. В отличие от всех других свежих грибов, которые весьма нестойки в хранении и должны быть использованы в день поступления, трюфель хорошо хранится в течение месяца, а в песке он сохраняет свежесть и доброкачественность в течение двух месяцев.

Значительно худшим вкусом обладает белый трюфель. По внешнему виду и окраске белый трюфель напоминает клубень картофеля. Молодые экземпляры этих грибов имеют светло-желтую поверхность, старые — каштаново-бурую. Некоторые разновидности белого трюфеля имеют слабый привкус чеснока, вследствие чего они хорошо сочетаются со многими мясными блюдами.

Шампиньоны

Эти грибы также обладают отличным вкусом и тонким • ароматом. Их применяют в кулинарии для супов, соусов и при изготовлении различных кушаний из рыбы, мяса, птицы и дичи. В некоторые разновидности соусов добавляют только отвары из шампиньонов, что бывает иногда вполне достаточным, чтобы придать этим кулинарным изделиям очень приятный аромат и тонкий вкус.

Отметим, что шампиньон хорошо выращивается и в искусственных условиях — в специальных помещениях (шампиньонницах). Ниже описаны дикорастущие шампиньоны. Шампиньон луговой имеет мясистую шляпку округлой формы, покрытую шелковистой или мелкочешуйчатой кожицей беловатого цвета. Внутренняя поверхность шляпки состоит из мелких пластинок розоватого цвета, которые по мере созревания гриба темнеют и у старых экземпляров становятся черновато-красными. Необходимо иметь в виду, что шампиньоны с темными пластинками в пищу использовать не рекомендуется. Пенек шампиньона у молодых грибов белый, плотный, соединенный со шляпкой. У зрелых шампиньонов шляпка отделена и на пеньке остается кольцо. При изломе гриба мякоть его быстро краснеет. Шампиньон полевой по внешнему виду почти не отличается от лугового, кроме пенька, который несколько длиннее. В отличие от лугового шампиньон полевой при изломе цвета не меняет.

Итоги

Таковы, в самых общих чертах, особенности жизни и значения грибов. Даже этим кратким экскурсом в их биологию можно разъяснить то, что кажется вначале непонятным: внезапность появления и исчезновения грибов, их явную связь с определенными породами деревьев. Становится понятным, почему в иных случаях плодовое тело плохо развивается или вовсе не растет, если, как часто утверждают, «на него только посмотрел»: на гриб действительно только посмотрел, а рядом выдернул «с корнем» более крупное плодовое тело — и разорвал, повредил грибницу, которая питала и другие экземпляры, в том числе и тот, на, который «только посмотрели». Понятно, почему в засушливое лето боровики можно найти у кромки лесного ручья, а во время заливных дождей рыжики «спасаются» от потопа на пнях. Теперь, вооружившись необходимыми микологическими знаниями, азами науки о грибах, мы можем отправляться в увлекательные лесные путешествия. Здесь, на грибных тропинках, которых, к счастью, еще немало в нашем лесном краю, нам предстоит ознакомиться с таинственным, неповторимым, молчаливо влекущим миром грибов.

Понравилась статья? Поделитесь закладкой с друзьями, в соц. сетях: