Exotic rhododendron king of shrubs

Rhododendron in the garden.

Rhododendron in the garden.

All summer our gardens are decorated with conventional plants: roses, peonies, dahlias, Maki. Cottages and suburban areas in the Midland and southern regions much less you can find very beautiful and unusual shrub, reminiscent of the Queen of garden – rose. The literal translation from Latin – "pink tree", although the rhododendron belongs to Ericaceae.

Exotic shrubs – rather capricious plant, it is not easy to grow, but the stunning flowers are so pretty, that care did not regret the time spent.

Most varieties of rhododendron grow well in the South, but some varieties of, such as "Dauria", "Canadian", feel good in Northern areas. All known home the Azalea is one of the types of this shrub, she often decorates our urban housing, features a variety of shades and lush color. "Relatives" of this plant with "registration" in Japan, in the Himalayas and Tibet, North America can reach sizes up to 30 meters in height. In the wild there are low types of rhododendron, creeping bushes feel good in coastal areas and in the foothills of. "Mountain" varieties are best suited for planting in the rock garden. The rhododendron endless palette – the flowers can be white and yellow, purple and red, flowering begins with the onset of spring and continues until autumn.

Planting rhododendron

Experienced growers recommend spring planting, which lasts from April to mid-may. The work can be carried out in another period, the main thing – to eliminate the time of flowering and ten days after flowering. Varieties, planted early, in early may, already covered with flowers on the background barely emerged leaves and grasses.

Rhododendron catawbiense in the landscape.

Rhododendron catawbiense in the landscape.

A place to land

In the sun rhododendron will feel uncomfortable, and in a shaded place will not give abundant flowering. Flower bed with shrubs it is better to break on the North side so, at noon the plant was closed from the scorching sun. Barrier from the heat can serve not only the wall of the building, but the tall trees, fence. The rhododendron gets on well with trees with a deep root system: larch, oaks, firs, Apple, pears.

Requirements to the soil

Bush does not tolerate a neutral or alkaline soil, the soil must be acidic, rich in humus, free of impurities lime, well-aerated. The best part – a mixture of clay and peat.

The procedure for planting

  • Dig a shallow pit to 40 cm, width – 60 cm;
  • drainage – sand-and-shingle, layer 10 – 15 cm;
  • to fall asleep a pebble with a mixture of top or sphagnum, with a slight acidity, peat and loam, peat should be twice the;
  • the soil is compacted, to make a hole beneath a seedling;
  • seedling to fill the soil to the root collar, it should be on the same level with the soil;
  • the plant is watered;
  • do mulching with peat, moss, rotted pine needles, shredded bark and oak leaves to a depth of 5 – 7 cm.

Before planting, the roots can be wet, dropping in a container of water. Keep until then, until no bubbles appear. Another piece of advice from experienced gardeners, how to achieve better development of the root system. If flowering plants to cut the lush buds of the seedling more effort spent on early rooting.

Wintering

Many varieties of rhododendrons are not afraid of frosts up to – 30 degrees. But still better to be safe and to cover up the plant with spruce branches, lutrasilom or matting. Before the onset of winter the bushes well watered. A bright spring sun can burn the foliage, it is necessary to make a shade.

Landscape design and care tips

The roots of the rhododendron are close to the surface, loosen the soil to be very careful, the digging is eliminated. Weeds also better to remove manually, a garden hoe or knife can harm.

To moisture the shrub is twofold: he does not tolerate waterlogging, but it requires spraying and watering specially prepared water. For 12 – 20 hours before watering in the tank is placed sphagnum peat to acidify. The best option is rainwater, you can use water and, but her need to defend. The need for watering "tells" the plant itself: as soon as the foliage loses its glossy Shine – it's time to water procedures. On the site, where planted rhododendron, should not be groundwater, close matching to the surface, otherwise, the roots can die.

Look spectacular rhododendrons, if they are groups. Planting shrubs can be placed near the tracks, paths, on the edges of lawns, close to pools and fountains, where in summer the humidity is increased. The tallest plants are planted in the center of the group, low – on the edges. The rhododendrons look good and grow near conifers, such as spruce, pine, thuja. Soliternyh landing on nice green lawns, from the bushes to create a hedge.

Pruning plants

Bush does not need the formation of the crown, but sometimes it is necessary to thin out, remove old stems. Pruning is done in early spring, prior to the beginning sokodvizhenija. Strong and thick branches with a diameter in 3 – 4 cm are cut gardening shears, wounds are treated with resin or garden pitch. A month should start the process of rejuvenation: begin to grow the buds, hatch new shoots.

Rhododendrons bloom unevenly: this summer, they can please a lush color, and next year the results can be very modest. To minimize these processes, withered buds must be removed.

Rhododendron in the Park area.

Rhododendron in the Park area.

Fertilizing bushes

The plant must maintain from the beginning of planting and during the flowering period. To preserve the acidity of the soil applied potassium sulfate, superphosphate, nitrate potassium, ammonium minimum concentration, calcium sulfate or magnesium. Early spring make nitrogen fertilizers, a second feeding in July. The ideal way is fertilizing liquid solution of natural fertilizers: cow manure, Horny flour. Rotted manure is diluted with water at a ratio of one to fifteen, insist four days.

In a year or two after planting, the top soil update. Humus or compost in equal proportions mixed with peat and sprinkled with a mixture of areas around the roots. In the filling you can add superphosphate, ammonium or potassium sulfate.

The types of reproduction

The main ways or three:

  • seeds;
  • cuttings;
  • layering.

The first option is very time consuming. Healthy, dry seeds should be planted in boxes with wet peat, or in pots, add a little sand. Fit put the spot-lit, plants should be kept under glass domes. During the month of condensate from the glass and remove, while the soil is moistened.

For propagation by cuttings take half lignified shoots, cut them into cuttings 7 – 8 cm long. From the bottom remove leaves, the end is placed in a container with a growth stimulant, planting material is kept in the solution for 12 – 15 hours. It was then placed in peat soil, the cuttings should root within 2 – 4 months. The following procedure transplantation in boxes with peat coniferous soil, it is better to put in a cool greenhouse. In spring the rooted cuttings are planted together with other plants directly into boxes, two years later, they can be transplanted to a permanent place.

Pinning cuttings of rhododendron bracket.

Pinning cuttings of rhododendron bracket.

The fastest and most convenient way of propagation of rhododendron – pinning cuttings. Flexible bottom escape is placed in the excavated groove 12 – 15 cm deep. Strains poured, sprayed, rooted plants are separated from the parent Bush, dug and transplanted to a permanent place. This method is the most good for the deciduous species of rhododendron.

Rooted cuttings azaleas.

Rooted cuttings azaleas.

Popular varieties

Daurian rhododendron growing in height 2 – 3 m, he is distinguished for abundant flowering. In a warm year, the plant may re-bloom please.

Eastern guest, rhododendron Adams, accustomed to the rocky soil. Flowers – pale pink, Bush height up to 1,5 meters.

Caucasian rhododendron low, spread along the ground, inflorescence pale yellow, cream.

Japanese rhododendron – variety deciduous, buds – mirovogo color. Foliage turns red in autumn, the plant is undemanding, hardy, replicates well in any of the ways mentioned above. Shrub – great for the middle band.

Caucasian rhododendron.

Caucasian rhododendron.

Diseases and pests

Big bushes, dense foliage, buds – a great residence for pests. Half of them can destroy grown so hard a beauty in two weeks. To protect the rhododendron is recommended the following measures:

  • hand picking slugs and snails, they are located on the trunk and on the branches;
  • for protection from bedbugs, insects, rhododendron flies, spider mites, mealy worms use "Malathion";
  • for the treatment of fungal infections, such as chlorosis, rust, spotting, use a solution of a chelate of iron, cut out affected shoots, to prevent the plant sprayed with liquid Bordeaux in early April or late fall.

Photo of different varieties of rhododendron

Video about growing rhododendron

Liked the article? Share the bookmark with friends, social. networks:

Экзотический рододендрон – царь кустарников

Рододендрон в саду.

Рододендрон в саду.

Все лето наши сады украшают привычные растения: розы, пионы, георгины, маки. На дачах и загородных участках средней полосы и в южных регионах гораздо реже можно встретить очень красивый и необычный кустарник, напоминающий королеву сада – розу. Буквальный перевод с латыни – «розовое дерево», хотя рододендрон относится к вересковым.

Экзотический кустарник – достаточно капризное растение, вырастить его непросто, но великолепные цветы настолько хороши собой, что для ухода за ними ничуть не жаль потраченного времени.

Большинство сортов рододендрона хорошо растут на юге, но некоторые сорта, такие как «Даурский», «Канадский», хорошо себя чувствуют и в северных районах. Всем известна домашняя азалия – это один из видов данного кустарника, она часто украшает наше городское жилье, отличается разнообразием оттенков и пышным цветом. «Родственники» этого растения с «пропиской» в Японии, в Гималаях и Тибете, Северной Америке могут достигать размеров до 30 метров в высоту. В дикой природе существуют и низкие виды рододендрона, стелющиеся кустики хорошо себя чувствуют в прибрежных зонах и у подножия гор. «Горные» сорта наилучшим образом подходят для посадки в альпинариях. У рододендрона бесконечная палитра – цветы могут быть белыми и желтыми, фиолетовыми и красными, цветение начинается с наступлением весны и продолжается до самой осени.

Посадка рододендрона

Опытные садоводы рекомендуют весеннюю посадку, которая продолжается с апреля до середины мая. Работа может быть проведена и в другой период, главное – исключить время цветения и десятидневный период после цветения. Сорта, высаженные рано, в начале мая уже покрываются цветами на фоне едва появившейся листвы и травы.

Рододендрон кэтевбинский в ландшафте.

Рододендрон кэтевбинский в ландшафте.

Место для посадки

На солнцепеке рододендрон будет чувствовать себя неуютно, а в затененном месте не даст обильного цветения. Клумбу с кустарниками лучше разбить с северной стороны так, чтобы в полдень растение было закрыто от палящего солнца. Заслоном от жары может послужить не только стена здания, но и высокие деревья, ограда. Рододендрон хорошо уживается с деревьями с глубокой корневой системой: лиственницами, дубами, елями, яблонями, грушами.

Требования к почве

Кустарник не переносит нейтральную или щелочную почву, грунт должен быть кислым, богатым гумусом, без примесей извести, хорошо аэрированным. Лучший состав – смесь глины и торфа.

Порядок высадки

  • Выкопать неглубокую яму до 40 см, ширина – до 60 см;
  • дренаж – песчано-галечный, слой в 10 – 15 см;
  • засыпать гальку смесью верхового или сфагнового, с небольшой кислотностью, торфа и суглинка, торфа должно быть в два раза больше;
  • грунт утрамбовать, сделать лунку под саженец;
  • саженец засыпать грунтом до корневой шейки, она должна оказаться на одном уровне с почвой;
  • растение полить;
  • сделать мульчирование торфом, мхом, перепревшей хвоей, измельченной корой и листьями дуба на глубину 5 – 7 см.

Перед посадкой корни можно увлажнить, опустив в емкость с водой. Держать до тех пор, пока не перестанут появляться пузырьки. Есть еще один совет от опытных садоводов, как добиться лучшего развития корневой системы. Если у цветущего растения срезать самые пышные бутоны – саженец больше сил потратит на скорейшее укоренение.

Зимовка

Многие сорта рододендронов не боятся морозов до – 30 градусов. Но все же лучше перестраховаться и прикрыть растения лапником, лутрасилом или рогожкой. Перед началом зимы кусты хорошо поливают. Яркое весеннее солнце может обжечь листву, её нужно притенить.

Ландшафтный дизайн и советы по уходу

Корни рододендрона находятся близко к поверхности, рыхлить грунт нужно очень осторожно, перекопка исключена. Сорняки также лучше удалять вручную, тяпка или садовый нож могут нанести вред.

К влаге кустарник относится двояко: он не переносит переувлажнения, но при этом требует опрыскивания и полива специально приготовленной водой. За 12 – 20 часов до полива в емкость кладут сфагновый торф для подкисления. Лучший вариант – дождевая вода, можно использовать и водопроводную, но её нужно предварительно отстоять. Необходимость полива «подскажет» само растение: как только листва утрачивает глянцевый блеск – пришло время водных процедур. На участке, где посажен рододендрон, не должно быть грунтовых вод, близко подходящих к поверхности, в противном случае корни могут погибнуть.

Эффектно выглядят рододендроны, если они расположены группами. Посадки кустарника можно размещать вблизи дорожек, тропинок, по краям газонов, вблизи бассейнов и фонтанов, где в летнее время влажность воздуха повышена. Самые высокие растения высаживают в центре группы, низкие – по краям. Рододендроны хорошо выглядят и растут рядом с хвойниками, такими как ель, сосна, туя. Солитерные посадки хороши на парковых газонах, из кустов можно создать живую изгородь.

Обрезка растения

Кустарник не нуждается в формировании кроны, но иногда его необходимо прореживать, удалять старые побеги. Подрезка производится ранней весной, до начала сокодвижения. Крепкие и толстые ветви диаметром в 3 – 4 см обрезаются садовыми ножницами, раны обрабатываются смолой или садовым варом. Через месяц должен запуститься процесс омоложения: начнут развиваться спящие почки, проклюнутся новые побеги.

Рододендроны цветут неравномерно: нынешним летом они могут порадовать пышным цветом, а на следующий год результаты могут быть очень скромными. Чтобы минимизировать эти процессы, увядшие бутоны необходимо удалять.

Рододендрон в парковой зоне.

Рододендрон в парковой зоне.

Подкормка кустарника

Растение необходимо поддерживать с начала посадки и на протяжении периода цветения. Для сохранения кислотности почвы применяют сернокислый калий, суперфосфат, азотнокислый калий, аммоний в минимальной концентрации, сернокислый кальций или магний. Ранней весной вносят азотные удобрения, вторая подкормка – в июле. Идеальный способ – подкормка жидким раствором натуральных удобрений: коровьим навозом, роговой мукой. Перепревший навоз разбавляют водой в соотношении один к пятнадцати, настаивают четыре дня.

Через год или два после посадки верхний слой грунта обновляют. Перегной или компост в равных долях перемешивают с торфом и посыпают смесью участки вокруг корней. В подсыпку можно добавить суперфосфат, аммоний или сернокислый калий.

Виды размножения

Основных способов – три:

  • семенами;
  • черенками;
  • отводками.

Первый вариант очень трудоемок. Здоровые, сухие семена необходимо высадить в ящики с влажным торфом или в горшки, добавить немного песка. Посадку выставляют на освещенное место, растения должны находиться под стеклянными колпаками. В течение месяца конденсат со стекла удаляют, а грунт увлажняют.

Для размножения черенками берут наполовину одеревеневшие побеги, нарезают их на черенки по 7 – 8 см длиной. С нижней части удаляют листья, конец помещают в емкость со стимулятором роста, посадочный материал выдерживают в растворе в течение 12 – 15 часов. Затем его помещают в торфяной грунт, черенки должны укорениться в течение 2 – 4 месяцев. Следующая процедура – пересадка в ящики с торфяно-хвойным грунтом, их лучше поставить в прохладную теплицу. Весной укоренившиеся черенки высаживают вместе с другими растениями прямо в ящиках, через два года их можно пересадить на постоянное место.

Прикалывание отводков рододендрона скобкой.

Прикалывание отводков рододендрона скобкой.

Самый быстрый и удобный вариант размножения рододендрона – прикалывание отводков. Гибкий нижний побег укладывают в выкопанную канавку 12 – 15 см глубиной. Отводок поливают, опрыскивают, укоренившееся растение отделяют от родительского куста, выкапывают и пересаживают на постоянное место. Такой способ наиболее хорош для листопадных видов рододендрона.

Укоренившиеся черенки азалии.

Укоренившиеся черенки азалии.

Популярные сорта

Даурский рододендрон растет высотой в 2 – 3 м, он отличается обильным цветением. В теплый год растение может обрадовать повторным цветением.

Восточный гость, рододендрон Адамса, привык к каменистым почвам. Цветы – нежно-розовые, высота куста – до 1,5 метров.

Кавказский рододендрон невысок, стелется по земле, соцветия – нежно-желтые, кремовые.

Японский рододендрон – сорт листопадный, бутоны – омарового цвета. Листва осенью краснеет, растение неприхотливо, зимостойкое, отлично размножается любым из перечисленных выше способов. Кустарник – отличный вариант для средней полосы.

Кавказский рододендрон.

Кавказский рододендрон.

Болезни и вредители

Большие кусты, густая листва, бутоны – прекрасное место жительства для вредителей. Половина из них способна уничтожить выращенную с таким трудом красоту за две недели. Для защиты рододендрона рекомендованы следующие меры:

  • ручной сбор слизней и улиток, они располагаются на стволе и на ветвях;
  • для защиты от клопов, щитовок, рододендровых мух, паутинных клещей, мучнистых червей используют «Карбофос»;
  • для лечения грибковых заболеваний, такие как хлороз, ржавчина, пятнистость, используют раствор хелата железа, пораженные побеги вырезают, для профилактики растение опрыскивают бордоской жидкостью в начале апреля или поздней осенью.

Фото разных сортов рододендрона

Видео о выращивании рододендрона

Понравилась статья ? Нажми на самую красивую кнопку! Будь первым!